Супермаркеты могут целиком убрать из городов. В Партии регионов предложили их разобрать, а новые разрешить возводить лишь за пределами населенных пунктов. В городах должны остаться лишь продовольственные магазины площадью до 300 кв. м, пишет газета Коммерсантъ-Украина в статье Торговлю выведут за город.
При этом торговым сетям придется отказаться от импортной продукции и гарантировать, что 80% ассортимента составят отечественные товары. Участники рынка розничной торговли подобную перспективу сочли катастрофической, а коллеги по фракции автора проекта уже готовы пресечь его инициативу.
Так, вчера нардепутат Олег Царев, прошедший в парламент как кандидат-мажоритарщик от Партии регионов, внес законопроект N2067 О стимулировании развития отечественного рынка продовольственных товаров. Документ предлагает принять антирыночную норму - ограничить функционирование торговых сетей на территории всех населенных пунктов.
Так, в черте города должны работать только продовольственные или смешанные магазины (продукты питания и непродовольственные товары) общей площадью до 300 кв. м. В свою очередь, универсамы, супер- и гипермаркеты планируется вынести за пределы населенных пунктов не менее чем на 5 км. Им предложат жесткий график работы: покупатели смогут купить товары лишь с понедельника по субботу и только с 9.00 до 20.00. Воскресенье и праздничные дни станут обязательными выходными. Депутат предложил оставить торговым сетям год переходного периода, выяснило издание.
Царев мотивирует свою инициативу развитием малого и среднего бизнеса, который, по его словам, уничтожается крупными сетями. "До появления торговых сетей у предпринимателей проблем не было. В настоящий момент более 70% продовольственных товаров реализовываются через торговые сети, - подсчитал он.— Они имеют возможность демпинговать, так как делают закупки напрямую у производителя или заказывают под своей торговой маркой какую-то продукцию. Им хорошо, а другим - уже нет доступа. Ведь у мелкого продавца цены выше за счет цепочки посредников".
Предусмотрены и ограничения торговых наценок, которая до конца 2013 года не должна превышать 20%, а с 1 января 2014 года - 15%. "Сейчас минимальная наценка — 25%, - отмечает Царев. - А в некоторых случаях товар до потребителя доходит и вдвое дороже. Все зависит от того, сколько поставщик заплатит за рекламу продукции, за ее месторасположение".
В свою очередь, участники рынка сочли законопроект "странным", а его выполнение - нереальным". По данным финдиректора компании Велика кишеня Олега Пьявки, только в Киеве магазинов площадью более 300 кв. м насчитывается несколько сотен. В эту категорию входят и так называемые "магазины у дома".
"В отличие от Европы, в Украине далеко не все имеют автомобили, чтобы ежедневно ездить за покупками за город. Учитывая пробки и качество дорог в том же Киеве, обеспечение людей даже товарами первой необходимости станет проблематичным", - подчеркивает Пьявка. По его словам, в Европе есть экономическая целесообразность выносить магазины за черты города, где земля дешевле и легче найти участок.
Депутаты парламентского комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики также неоднозначно отнеслись к проекту. По словам главы комитета Александры Кужель (Батьківщина), при развитии крупных торговых сетей ежегодно безработными становятся 1-2 тыс. предпринимателей. Но она тут же добавляет, что подобный закон был бы актуален 15 лет назад — именно тогда он мог бы спасти города от хаотичной застройки. "Опоздал автор с ним. Сейчас и переносить некуда, и это будет похоже на зачистку рынка", - подчеркнула она.
Напомним, что в украинском парламенте также зарегистрирован законопроект, который предлагает увеличить минимальный возраст для покупателей алкогольных напитков, пива и табачных изделий с 18 до 21 года.
По материалам КоммерсантЪ-Украина