Разделы
Материалы

Строгий рецепт. Куда исчезают аптеки

С 2010 года общее количество аптечных учреждений в Украине сократилось на 12%. Фокус выяснил, куда исчезают аптеки

"Представьте ситуацию: вы сошли с поезда, у вас болит голова, и вам нужно срочно купить лекарство. Но аптечного киоска на вокзале больше нет", — говорит директор Центра медицинского и фармацевтического права Сергей Антонов. Он уверен, что аптечные киоски нужны. Но в Министерстве здравоохранения и Гослекслужбе считают иначе: в стране слишком много аптек, и открытие новых учреждений следует ограничивать.

В Украине с 2011 года закрылось около 2000 аптечных киосков. В конце декабря прошлого года Минздрав новой редакцией приказа о лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами вообще ликвидировал этот формат точек продаж. Рынок потерял практически 5% аптечной розницы. Поскольку киоски часто располагались в самых людных местах, потребители лишились возможности покупать лекарства там, где это удобно: в торговых комплексах, возле метро, на вокзалах и автостанциях. Но это только начало.

Поначалу владельцы аптек поддержали идею упразднения киосков. "В городах достаточно аптек, в которых и персонал соответствует квалификационным требованиям, и возможность правильно хранить лекарственные средства есть", — рассказывает директор по вопросам фармацевтического порядка и качества "Украинского аптечного холдинга" Валентина Старовойтова.

Но теперь представители власти пришли и за "правильными аптекарями". В профильных ведомствах готовят очередной проект лицензионных условий.

План ликвидации
По замыслу Минздрава, сети должны будут создавать собственное производство препаратов и точки продаж в сельской местности (на каждые десять аптек — одно производство и один сельский пункт). По оценке Сергея Антонова, стоимость открытия аптеки в селе или городе до 200 тыс. человек стартует с $30 тыс. Собственное производство тоже требует немалых инвестиций. В прошлом году сеть аптек "Добрі ліки" вложила в лабораторию по производству рецептурных лекарственных средств около 1 млн грн. Для некоторых компаний такая социальная нагрузка может оказаться непосильной.

"Стоимость открытия аптечного изготовления лекарств или аптек в селах бизнес наверняка возложит на наши плечи, и тогда лекарства подорожают. Но разве кто-то говорит о компенсации затрат?" — отмечает президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.

Другая неоднозначная новация: введение для аптек норм пешеходной доступности (не менее 300 м между аптеками в городах с населением более 1 млн человек, а также не менее 500 м в городах с населением до 1 млн). По замыслу чиновников, это должно остановить хаотичное открытие аптек "дверь в дверь". "На рынке очень высокая конкуренция, которая приводит к сокращению оборотов и ухудшению качества обслуживания. Аптеки начинают экономить на условиях хранения лекарств, ассортименте, квалифицированном персонале", — растолковывает председатель Гослекслужбы Алексей Соловьев. Если же устранить чрезмерную конкуренцию аптек на определенной территории, то, по мнению Соловьева, рентабельность бизнеса повысится, а качество обслуживания улучшится.

В Гослекслужбе рассчитали оптимальную нагрузку на одну аптеку с точки зрения прибыльности бизнеса — 5000 человек (сейчас в Украине на одну аптеку приходится около 2200 человек). Но если стремиться к этой цифре, то количество аптечных учреждений в Украине должно быть как минимум вдвое меньше, чем сейчас.

Равнение на Европу
Предлагая ужесточить регулирование аптечного рынка, власти ссылаются на европейский опыт. В среднем в Европе нагрузка на одну аптеку выше, чем в Украине, — 3300 человек. Но Европа все же разная. К примеру, в Греции на одну аптеку приходится 1200 человек, в Испании — 2200, во Франции — 2800, в Польше — 3600, в Финляндии — 6600, а в Дании — 17 700. На кого именно ориентироваться Украине?

Есть страны, жестко контролирующие этот бизнес. Скажем, в Германии аптекарь имеет право открыть не больше трех подразделений. Но можно привести и другой пример регулирования по-европейски. Больше десяти лет назад в Норвегии отменили ограничения в аптечном бизнесе вплоть до продажи некоторых безрецептурных препаратов за пределами аптек. Норвежцы пошли на это, чтобы снизить цены на лекарства.

Кто заплатит
"Если на квартал останется по одной аптеке, старые цены в ней продержатся ровно неделю", — утверждает директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины Оксана Гуленко. Количество аптек регулируется потребностями рынка и непосредственно покупателями. "Клиент выбирает аптеку, в которой ему комфортно делать покупки, оценивая выбор, качество, цену, фармацевтическую опеку", — говорит Валентина Старовойтова.

Сторонники же ограничений считают, что чрезмерная конкуренция нам ни к чему. Ольга Щербак, фармацевт с 30-летним стажем, вспоминает, что нормы по нагрузке на аптеки когда-то уже действовали, и отчасти это было оправданно. "Аптеки-однодневки не могут обеспечить ни нормального ассортимента, ни правильного хранения лекарств, ни компетентной консультации", — говорит она. Некоторые представители крупных сетей пока тоже не видят ничего плохого в ограничении конкуренции. По мнению генерального директора компании "ТАС Фарма" Валерия Гудзенко, оптимальная нагрузка на одну торговую точку должна составлять 3500–5000 человек.

Но к введению норм "пешеходной доступности" скептически отнеслись все, ведь непонятно, на каком основании они были рассчитаны и каким будет механизм их реализации. И в этом основная проблема большинства потенциальных нововведений. Ни аптекари, ни чиновники не проводили серьезных исследований того, какими могут быть последствия таких ограничений. За эксперимент будем расплачиваться мы, потребители.

Елена Струк, Фокус