Разделы
Материалы

Женщинам вход воспрещен. Владелец рекламного агентства открыл парикмахерскую только для мужчин

Как владелец рекламного агентства Антон Максаков создал первую в Украине классическую парикмахерскую для мужчин

32-летний учредитель рекламного агентства "Фольга" Антон Максаков, наверное, первым в Украине узнал о том, что такое барбершоп. Прошлым летом, путешествуя по Европе, он забрел в парикмахерскую. Она оказалась специализированной — только для мужчин. Это и был барбершоп. Сегодня парикмахерские такого формата популярны среди европейцев, хотя сама культура этих заведений уходит корнями в историю США. Когда-то в барбершопах можно было не только подстричься, но и купить еду и вино, а во время войны получить помощь доктора. Потом барбершопы стали чем-то вроде клуба по интересам для мужчин, где можно было выкурить сигару, выпить виски и пообщаться.

С одной стороны, предпринимателя радовало отсутствие конкурентов, с другой — пугала неизвестность. "Когда мы начинали, меня не покидало чувство страха, — говорит он. — Бизнес по-украински — это всегда отсутствие гарантий, а тут еще неопределенность: непонятно, будет ли востребована эта услуга, окупятся ли инвестиции".

Firm понравился киевским мужчинам. Несмотря на небольшой срок работы, у барбершопа появились первые постоянные клиенты, а месячный оборот компании составляет около 30 тыс. грн. (учитывая, что у парикмахерских небольшой товарооборот, это не такой уж плохой показатель. — Фокус).

Мужской клуб
Составляя бизнес-план, Антон Максаков и Борис Зеленкевич рассчитывали потратить на открытие барбершопа 80 тыс. грн., однако инвестиции пришлось увеличить до 190 тыс. грн. На эти средства рекламисты оплатили аренду помещения, сделали ремонт и купили мебель. "Мы подходили к делу с запалом и интересом, поэтому если трудности и были, то относились мы к ним легко, — вспоминает Антон. — До трех ночи делали ремонт, а в девять утра приезжали снова и продолжали".

Интерьер салона Борис Зеленкевич разработал самостоятельно, пытаясь воссоздать дух классического американского барбершопа. Кресла 50-х годов отыскали в интернете, стол сделали самостоятельно, а диван привезли из Голландии. Стену, на которой расположены зеркала, обили дубовой доской.

Создателям важно было выдержать атмосферу строгости, что проявляется не только в интерьере: среди услуг Firm нет привычного для салонов маникюра и массажа — акцент сделан на классических стрижках, а мастера — исключительно мужчины.

Сразу после открытия в октябре 2012 года Firm в рекламных целях участвовал в фестивале don"t Take Fake, который посвящен современной культуре и актуальным streetwear-брендам. "Решение участвовать было принято спонтанно, — вспоминает владелец. — Мы сколотили стенд, поставили кресло, и наш мастер стриг людей бесплатно". Благодаря этому мероприятию о Firm многие узнали, однако аудиторию, на которую рассчитывал Максаков — творческую молодежь, удалось привлечь лишь отчасти.

Молодые люди с удовольствием посещают вечеринки, которые время от времени проходят в барбершопе, и помогают распространять информацию о салоне среди своих друзей и знакомых. Но основные клиенты заведения — мужчины постарше. Причина в цене услуг: самая популярная классическая мужская стрижка стоит 250 грн., стрижка бороды — 100 грн., усов — 50 грн. "Цена — это тоже способ позиционирования, мы хотели создать атмосферу респектабельности, поэтому она не могла быть низкой", — объясняет Максаков.

В посещениях клиентов наблюдается своя динамика: в начале месяца в барбершоп приходят 5–7 человек в день, в конце — около 2–3-х. Больше всего клиентов в выходные — 14–16. Около трети посетителей владельцы салона называют постоянными клиентами.

В штате Firm три мастера и два администратора. Парикмахеры получают процент от выручки, у администраторов фиксированная зарплата. "Для меня важна вовлеченность сотрудника в общий процесс, чтобы он не приходил просто отсиживать", — делится Антон критериями выбора. И тут же добавляет, что мотивация персонала — это задача в первую очередь руководителя.

Личная территория
Салон красоты для мужчин может быть коммерчески успешным, эта ниша не заполнена, уверены эксперты. "Главное — у такого заведения должна быть хорошо продуманная концепция, своя философия, он должен отличаться от других", — утверждает владелец сети салонов красоты D2 Вячеслав Дюденко. — Не исключено, что я когда-нибудь открою такой салон". Сегодня среди клиентов салонов Дюденко около 20% мужчин.

"Все больше украинских мужчин уделяют внимание своему внешнему виду", — отмечает киевский стилист Стася Монастырская. Вячеслав Дюденко характеризует эту категорию клиентов так: молодые люди, которые хотят соответствовать образу европейского офисного работника или бизнесмена. "Они стремятся одеваться стильно, но гардероб выбирают скрупулезно, не тратя деньги на ненужные вещи, — говорит он. — Даже предпочитая классический стиль, они пытаются модные тренды подчеркивать небольшими деталями". Это же относится и к прическам.

Конкурентное преимущество Firm — чисто мужская атмосфера, что немаловажно: мужчины неуютно чувствуют себя в обычных салонах красоты. "Им нужна своя территория, чтобы можно было отдохнуть, выпить виски и пообщаться на мужские темы", — считает Стася Монастырская.
Несмотря на оптимистичные прогнозы, владелец Firm не строит грандиозных планов. "Я не хочу замахиваться на сеть салонов — у меня не будет времени самому контролировать работу, а найти надежных людей очень сложно. До конца года я планирую вернуть инвестиции, вложенные в проект", — говорит он. В ближайших планах Максакова — открытие в салоне магазина оригинальных мужских вещей.

Ирина Гамалий, Фокус