Правительство будет бороться с кризисом проверенным способом — повышая налоги и распределяя бюджетные деньги между приближенными бизнесменами
Проводив миссию МВФ, премьер Николай Азаров собрал подчиненных и строго предупредил: "Ситуация в экономике Украины требует нестандартных решений". Этими словами он открыл очередное заседание Кабмина, где была рассмотрена и в целом одобрена "Государственная программа активизации развития экономики на 2013–2014 годы". Это и есть сгусток тех самых нестандартных решений, которые правительство попытается в срочном порядке протолкнуть через парламент до очередного визита миссии МВФ. В Кабмине верят: если все удастся, Украина выйдет из кризиса, а шансы получить кредит возрастут.
Честный диагноз
Начинается правительственная программа неожиданно смело — с честного анализа текущей ситуации. Авторы документа констатируют, что объемы промпроизводства снижаются несколько месяцев подряд. В частности, падение в машиностроении по итогам 2012 года составило 6%. В сельском хозяйстве спад 4,5%. В строительстве обвал — 13,8%. Сокращение производства отражается и на динамике налоговых платежей — бюджетный план не выполняется. Прирост поступлений по итогам года составил лишь 1,8% (для сравнения, в 2011 году объем налоговых поступлений подскочил на 56,8%). Инвестиций тоже нет, а рейтинги инвестиционной привлекательности Украины падают.
На первый взгляд, ничего нового — эти тенденции наблюдались еще в середине 2012 года. Но новизна все же есть. Если раньше о катастрофическом состоянии экономики можно было почитать в оппозиционных медиа, то сегодня об этом говорится в программном правительственном документе. Прогноз тоже неутешителен: "Поскольку перечисленные проблемы имеют системный характер, это может привести к длительному падению экономики в среднесрочной перспективе с соответствующими социальными и политическими последствиями". Вывод: все плохо, и нужно срочно что-то делать.
Формально программа представляет собой продолжение президентского плана реформ на 2010–2014 годы. Реально же правительственный документ — это констатация провала реформы. Первоначальный план предусматривал комплекс мер и устанавливал определенные критерии успеха. В частности, предполагалось, что дерегуляция, принятие Налогового кодекса и борьба с коррупцией приведут к тому, что в 2012 году в рейтинге Мирового банка doing business Украина займет 102-е место по условиям ведения бизнеса (всего в рейтинге 183 страны). А прирост прямых иностранных инвестиций будет каждый год увеличиваться на $0,5 млрд.
И вот 2012 год закончился. Два года правительство рапортовало о реформах. Однако в списке doing business мы занимаем не 102-ю строку, как планировалось, а 137-ю, приток инвестиций не увеличился, а почти иссяк. По официальным данным, прирост прямых инвестиций в виде акционерного капитала в январе – сентябре 2012 года составил $2,6 млрд, что на треть меньше, чем за аналогичный период 2011 года.
А в третьем квартале 2012-го инвестиции увеличились всего на $247,1 млн, что в пять раз меньше, чем за тот же период 2011-го. Львиная доля так называемых прямых иностранных инвестиций поступала и поступает в Украину с Кипра. Из чего можно сделать вывод о том, что если раньше украинские капиталы совершали круг почета через офшор и в виде инвестиций возвращались на родину, то теперь они не возвращаются.
Стандартные рецепты президентского плана реформ не помогли. По мнению экономистов, дело тут не в рецептах (они действительно стандартны для всех стран с переходной экономикой), а в исполнителях. "Непонятно, зачем было разрабатывать новую программу, если программа 2010 года еще не утратила своей актуальности", — говорит директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук. Но сказано: пришло время нестандартных решений.
Что будут делать
На поверку оказывается, что ничего экстраординарного документ не содержит. Много говорится о повышении конкурентоспособности экономики, улучшении инвестклимата, поддержке отечественного товаропроизводителя и развитии высокотехнологичных производств. Обычная риторика. Самое интересное кроется в плане мероприятий, который меняется чуть ли не перед каждым заседанием правительства. Хотя некоторые пункты остаются неизменными, скажем, о повышении тарифов на газ для населения (требование МВФ).
Еще один бесценный источник информации — комментарии чиновников. Министр экономики Игорь Прасолов, в частности, сказал, что для реализации программы необходимо 180 млрд грн., из них 30 млрд будут выделены в этом году. Это очень крупное вливание средств, провоцирующее инфляционный скачок. По словам Прасолова, эти средства будут распределяться через Государственный банк развития (создание такого банка предусмотрено программой) и пойдут на модернизацию реального сектора экономики. Ну и, конечно же, по словам министра, основным источником ресурсов станет госбюджет. Однако верится в это с трудом: нет в госбюджете таких денег. Более вероятно, что источником в данном случае окажется печатный станок.
Отдельная интрига — кто будет получателем этих денег. Помимо кредитов Госбанка, комплекс мер предполагает предоставление госгарантий по кредитам частных компаний. Однако перечня этих компаний, разумеется, нет. Да и чиновники Минфина пока заняли достаточно жесткую позицию, выступив против отраслевых преференций.
В январе на заседаниях Кабмина рассматривалась возможность отмены одних налоговых льгот и введения других. Но уже к середине февраля было принято решение все отменить и почти ничего не вводить. Льгот по налогу на прибыль могут лишиться авиа- и судостроители, однако такая мера вряд ли позволит пополнить бюджет: эти производители крайне редко пользовались налоговыми преимуществами, так как работали в минус. Однако реальная экономика все же пострадает: Минфин настаивает на отмене вексельной формы уплаты НДС при импорте оборудования. Это значит, что бизнес будет платить налог на добавленную стоимость при импорте, не успев получить эту добавленную стоимость. Правительство намерено взяться и за малый бизнес: плательщиков единого налога заставят приобрести кассовые аппараты. Ужесточение налогового законодательства ощутят и обычные граждане — Кабмин намерен ввести всеобщее декларирование доходов и расходов в мае 2014 года.
Анализ предложенных мер показывает, что правительство Николая Азарова намерено действовать дедовскими методами: в пожарном порядке латать бюджетные дыры, увеличивая налоговую нагрузку, и перераспределять средства в пользу "приоритетных предприятий".
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко полагает, что один из основных недостатков программы — ее краткосрочность, что не позволит достичь длительного экономического эффекта.
А вот краткосрочный эффект может оказаться неожиданным. Если власть резко повысит тарифы, ущемит малый бизнес, то страна в сжатые сроки погрузится в предмайданное состояние. Но это вряд ли. Во-первых, накануне президентских выборов власть не решится на резкие непопулярные шаги. Во-вторых, реализовать все и сразу невозможно технически. Программа правительства не закон. Чтобы воплотить в жизнь любое "нестандартное решение", необходимо принять отдельный норматив. Какие-то положения Кабмин попытается протолкнуть изменениями в госбюджет-2013, какие-то — отдельными законопроектами.
Некоторые нормы могут дать позитивный эффект. Премьер Николай Азаров охарактеризовал документ как "бизнес-план наращивания внутреннего производства". Однако неправительственные эксперты отнеслись к предложенным инициативам скептически. Дмитрий Боярчук, например, считает, что попытка реализовать эту программу на практике может превратиться в отмывание денег под предлогом реформ.
Топ-5
антикризисных мер Как правительство будет спасать экономику в 2013–2014 годах
1. Повышение стоимости газа для населения и бизнеса. Планируется увеличить тарифы для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Также предполагается установить целевую надбавку к тарифу на газ для предприятий, закупающих энергоносители для собственных нужд.
2. Вбрасывание денег в экономику. Для реализации всей программы понадобится около 180 млрд грн. Наиболее вероятный источник средств — печатный станок. В ближайшие месяцы будет создан Государственный банк развития, основная задача которого — распределять финансовые ресурсы между коммерческими банками. А те, в свою очередь, будут выдавать долгосрочные кредиты предприятиям. Подобные денежные вливания неизбежно приведут к скачку инфляции, в лучшем случае на 3–4%.
3. Увеличение налогового давления. Предложено отменить большинство налоговых льгот. Преференций по налогу на прибыль могут лишиться судо- и авиастроители. Минфин настаивает на отмене вексельной формы уплаты НДС при импорте оборудования (эта норма позволяла получить отсрочку по уплате налога). Ужесточатся налоговые правила и для малого бизнеса: плательщиков единого налога обяжут пользоваться кассовыми аппаратами. Гражданам предложат подавать декларации о доходах и расходах с мая 2014-го.
4. Легализация зарплат. Возможно уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, в частности, снижение единого социального взноса до 15–18% и расширение шкалы налога на доходы физических лиц. При этом предложено усилить ответственность работодателей за несвоевременную выплату зарплат. В правительстве хотят ввести ответственность за выплату зарплат в конвертах не только для работодателей, но и для наемных работников. Дискуссия о целесообразности этой нормы продолжается.
5. Финансирование для своих. Программа содержит огромный перечень отраслевых преференций. В частности, планируется предоставление госгарантий по кредитам для металлургов, а также многомиллиардные госзаказы для авиастроителей, судостроителей и производителей сельхозмашин. Пока Минфин выступает против большинства этих мер, а Минпромполитики — за.
Дмитрий Фионик, Фокус