Многолетнее «братание» России и Беларуси завершилось ссорой из-за денег и нефти. чего ждать Украине?
Скоротечный конфликт между Беларусью и Россией завершился подписанием 12 января "мирного" соглашения. Российское руководство согласилось снизить для Беларуси экспортную пошлину на нефть до $53 за тонну, тогда как изначально россияне потребовали $180. Однако неожиданностью для белорусов стал не размер, а сам факт введения пошлины. "Это разрушение всех наших договоренностей: у нас беспошлинная торговля. У нас ведь и в рамках таможенного союза ЕврАзЭС этого нельзя делать. А они ввели, потому что действуют с позиции силы, знают, что это безнаказанно", — посетовал Лукашенко в интервью Белорусскому телеграфному агентству.
Условия соглашения между странами свидетельствуют о том, что обе стороны в какой-то мере "сохранили лицо". Минск получил послабления в своих нефтяных отношениях с северным соседом. Москва, в свою очередь, поставила условие: переговоры с Беларусью продолжатся только после отмены последней импортных пошлин и возврата конфискованной нефти. Попыткой "сохранить лицо" было и заявление 15 января президента России Владимира Путина. Он подсчитал, что поддержка белорусской экономики РФ в 2007 г. по энергоносителям измеряется суммой в $5,8 млрд., тогда как весь бюджет Беларуси в долларовом эквиваленте составляет около $14 млрд. По словам Путина, такая поддержка будет продолжаться на протяжении длительного времени, хотя, начиная с этого года, она значительно сокращается. "Это плата России за спокойный, мягкий, союзнический способ перехода к рыночным отношениям и поддержка братского белорусского народа", — сказал Путин. В заявлении российского лидера прочитывается попытка смягчить и без того слишком резкий переход от риторики "дружбы между братскими народами" к прагматичной политике.
В этой ситуации удивляет позиция украинского министра топлива и энергетики. Даже после фразы о готовности сотрудничать "хоть с чертом и дьяволом", в сердцах брошенной Александром Лукашенко, Юрий Бойко не стал искать точки соприкосновения с Беларусью и вырабатывать согласованную позицию по вопросам транзита российских нефти и газа. Вместо этого 12 января министр оперативно слетал в Москву, где предложил россиянам транспортировать дополнительные объемы через территорию Украины. Президент российской компании "Транснефть" Семен Вайншток согласился. В итоге в первом квартале 2007 г. транзит российской нефти через территорию Украины будет увеличен на 1,1 млн. тонн. Цифра не слишком впечатляющая, особенно с учетом того, что всего в 2006 г. через территорию Украины в Европу было поставлено 45 млн. тонн российской нефти.
Сейчас и Украина, и Беларусь формально сохраняют "теплые, дружеские отношения" с РФ. Но российская администрация и нефтегазовые корпорации убедительно доказали, что не склонны к сантиментам, навеваемым "братством славянских народов". Тем более, что в 2008 г. Россия должна получить нового президента. Нынешние российские элиты во главе с Владимиром Путиным прекрасно понимают, что их безраздельное господство если и не подходит к концу, то находится под вопросом. Кстати, предельно жесткая позиция Кремля, не исключено, обусловлена отказом Лукашенко разменять свой нынешний пост на должность вице-президента Союзного государства России и Белоруссии, предложенную ему лично Путиным. Последний рассматривает возможность пересесть в кресло "объединенного" президента после окончания своего второго срока. Поэтому нефтегазовый шантаж Украины со стороны России может возобновиться. В частности, об этом свидетельствуют планы российского правительства о сокращении поставок энергоносителей своим ближайшим соседям. В 2010 г. поставки природного газа в страны СНГ должны составить около 29 млрд. куб. м., в 2015 — 10 млрд. куб. м. Это намного меньше объемов даже 2006 г., когда было поставлено 44 млрд. куб. м. Кроме того, "Газпром" будет прокладывать газопроводы в обход этих стран (например, проект газопровода Nord Stream через Балтийское море). Значит, в обозримом будущем энергоносители Украине придется покупать по мировым ценам. А поскольку масштабные проекты потребуют от России крупных инвестиций, вряд ли "Газпром" откажется от возобновления попыток получить контроль над газотранспортными системами Украины и Беларуси.