Разделы
Материалы

Плюшевый бизнес. Как медведи помогли украинке преуспеть в торговле игрушками

Как медведи помогли Елене Кравченко создать бизнес с месячным оборотом в 100 000 гривен

Несколько лет рекламист Елена Кравченко привозила из зарубежных путешествий игрушечных мишек — плюшевых Тедди. В разных городах эти мишки разные. Елена пополняла свою коллекцию в концептуальных лавочках, на каждом шагу встречающихся в старых кварталах европейских городов. "В какой-то момент мне показалось, что Киеву с его супермаркетами, гипермаркетами и шопинг-моллами не хватает таких вот маленьких уютных магазинчиков", — вспоминает бизнес-леди. Так возникла идея открыть "Київський ведмедик" — магазин, где продавались бы местные Тедди, не похожие на сувенирный ширпотреб.

Сегодня в магазине большая часть косолапых — ручная работа украинских мастеров. При торговой точке создана мастерская, в ней можно заказать индивидуального плюшевого зверя или отреставрировать старинную игрушку. Для всех желающих приобщиться к этому искусству время от времени проводятся мастер-классы. Главный маркетолог заведения — огромный плюшевый медведь Григорий. Он сидит на лавочке перед витриной и не возражает, когда с ним фотографируются.

Второго такого магазина в Киеве нет. Спустя пять лет работы месячный оборот торговой точки, по словам его создательницы, составляет 100 000 грн.

У нас в районе
Магазин открылся в 2008 году в центре Киева — на Пушкинской. Кризис существенно снизил арендные ставки на торговую недвижимость, это сыграло на руку Елене Кравченко — ей удалось арендовать помещение по приемлемой цене. Для старта понадобилось около $10 000. Деньги были потрачены на ремонт и аренду, рекламные листовки и изготовление первой партии медведей. Уже через год из-за роста арендных ставок "Київський ведмедик" переехал на Подол, на улицу Сагайдачного. "Теперь мы платим за аренду около $3000 в месяц, раньше же приходилось отдавать $8000, — рассказывает Елена. — Это неподъемно для такого бизнеса".

Первую партию медведей изготовили на луцкой фабрике по эскизам самой Елены. "Это была "коллекция жителей киевских районов" — медведь с Подола, с Печерска, с Троещины, — вспоминает Кравченко. — Мы придумывали им подходящую одежду". Тут-то и возникли первые трудности: ателье неохотно берутся за пошив игрушечных вещей и просят за эти услуги больше, чем за детскую одежду. А обшивать всех зверей самостоятельно Елене было тяжело — первая партия медведей состояла из ста игрушек.

Зато посетители появились быстро. Первыми заинтересовались жители близлежащих домов. Почти сразу нашлись и постоянные клиенты — коллекционеры. Переезд на Подол "Київського ведмедика" способствовал привлечению иностранных туристов. Все же местный медведь — уникальный сувенир.

Магазином заинтересовались не только потенциальные покупатели, но и поставщики — мастера авторской игрушки. Сегодня с Еленой сотрудничают около двухсот художников. "Наша наценка 25–30% от авторской цены, — рассказывает бизнес-леди. — Если работа эксклюзивная и не представлена больше нигде, наценка ниже".

Авторские работы составляют до 70% всего ассортимента магазина. Остальные игрушки сшиты на фабриках "Левеня" или "Тигрис". Правая рука Елены Кравченко в бизнесе — Евгений Федорий. Он работает в магазине с момента его открытия. Федорий ведет дела, продает игрушки и, когда нет посетителей, создает мишек. "На одного медведя у меня уходит два дня", — отмечает мастер. Таинство рождения медвежонка выглядит так: Евгений выбирает материал — мохер необходимой расцветки. Делает лекала, зеркально выкладывает их на материал, вырезает и сшивает вручную. Будущая игрушка набивается опилками. Иногда используются утяжелители — металлический или пластиковый гранулят. Лапы крепятся с помощью шарниров, затем добавляются мелкие детали. Материалы для пошива игрушек заказывают на фабриках в Голландии и Германии, потому что украинские предприятия подходящий искусственный мех не производят.

Стоимость одного авторского медведя колеблется от 800 до 3000 грн. и зависит от величины изделия и сложности работы. Фабричные образцы дешевле — 100–200 грн. Именно такие медведи сегодня пользуются самой большой популярностью. "Если раньше покупали больше авторские работы, то последние полгода экономят и берут фабричных, ведь на дворе кризис, — рассказывает Елена. — Средний чек сегодня составляет 200–250 гривен".

Эмоции в цене
"Київський ведмедик" открыл свой интернет-магазин. Но большая часть покупок происходит в офлайне. Елена Кравченко объясняет это тем, что плюшевые игрушки — это эмоциональная покупка. "От покупателей часто можно услышать: "Беру этого, он посмотрел на меня". Фото на сайте не передает таких эмоций", — улыбается она.

Интернет-магазин "Мишки Тедди Киев" нельзя назвать конкурентом "Київського ведмедика" — в его ассортименте только игрушки компании Me To You и не представлены авторские работы. Поэтому, по словам его владелицы Надежды Буниной, ей удается торговать этой продукцией через интернет. "Люди выбирают игрушку в обычном магазине, но покупают у нас, потому что тут цены ниже на 25–30%", — говорит она. Стоимость продукции, представленной в ее магазине, колеблется от 250 до 1250 грн.

Пики продаж приходятся на праздничные дни. Месячный оборот "Київського ведмедика", по словам его создательницы, — 80 000–100 000 грн. в зависимости от месяца, магазина "Мишка Тедди Киев" — около 40 000 грн. Рентабельность бизнеса Елена Кравченко оценивает в 15%.

В ее планах — открытие музея плюшевых медведей. "Хочется, чтобы в Киеве был такой музей с минимальной платой за вход, — делится она. — Туда будут ходить не только киевляне или туристы, но и мастера. Последние смогут черпать там идеи и вдохновение. Хочется, чтобы было больше некоммерческих, художественных работ. Такие игрушки — моя страсть". Первые шаги по созданию музея Елена уже сделала. В 2010 году она организовала выставку "Киев Тедди Ленд" в "шоколадном доме". В ней принимали участие мастера, продающие свои работы в "Київському ведмедику". А в декабре прошлого года такая выставка прошла в Украинском доме.

Ирина Гамалий, Фокус