Четверо предпринимателей рассказали о том, как заработать в онлайне
Алексей Еременко, соучредитель интернет-магазина товаров для праздника 4party.in.ua
О создании магазина я и мой друг Олег Маршавин (на фото слева) задумались в 2007 году. Однажды мы, студенты, готовились к домашней вечеринке. Но ни декораций, ни смешных атрибутов, ни костюмов по адекватной цене в киевских магазинах не нашли. И поняли, что обнаружили свободную нишу.
Начали с оборудования склада на балконе. Первоначальные инвестиции составили $2000. Большую часть этих денег потратили на аренду платформы интернет-магазина. Платформа — это готовое решение, позволяет сэкономить на создании интернет-ресурса. Проектом мы занимались в свободное от основной работы время — искали поставщиков по всей Украине, ездили за товаром в Одессу, делали фотографии. Год-полтора мы не очень-то и занимались магазином, нам просто нравилось думать, что у нас есть свой проект. Но кризис все изменил: в 2008 году один из нас остался без работы и смог сконцентрироваться на 4party.in.ua. Вложили еще $2500–3000 и арендовали склад-гараж. В середине 2012-го сняли полноценный офис и склад, сделали редизайн сайта. Теперь на сайт заходят 800 уникальных пользователей в день, из них совершают покупки 3%.
Торговля праздничной атрибутикой — сезонный бизнес. Горячие сезоны — Новый год, Halloween и, как это ни удивительно, 23 февраля. Межсезонье тоже имеет всплески продаж. Например, июнь и сентябрь — время летних корпоративов и тим-билдингов компаний. Самый тихий в этом смысле месяц — январь.
Частные лица обеспечивают 70% продаж. Корпоративные клиенты (клубы, бары, рестораны), а также компании, закупающие праздничную атрибутику для корпоративов, обеспечивают 30% сбыта. География продаж: 40% — Киев, 60% — другие города. Бывают заказы из России и Белоруссии.
По нашим наблюдениям, украинскому потребителю легче посмотреть товар на сайте, но заказать его по телефону. Соотношение "телефонных" и самостоятельных заказов через сайт приблизительно 55% к 45%. Многие предпочитают лично приехать в офис, чтобы посмотреть товар.
Поэтому в феврале мы открыли магазин площадью 100 кв. м. Сегодня 80% товара продаем через сайт и 20% — через обычную розницу. Офлайн-магазин нужен, ведь карнавальный товар имеет свою специфику: его хотят посмотреть, примерить. Мы планируем развивать оба направления, но основной канал продаж это все же интернет.
С 2008 года наш бизнес растет примерно на 70% ежегодно. В 2012-м мы обработали
8 тыс. заказов. В 2013-м планируем увеличить этот показатель до 14 тыс. Рост обусловлен повторными покупками (30% покупателей возвращаются к нам) и популяризацией карнавальных празднований. Например, в 2012 году только в Google и "Яндекс" запросы на тематику празднования Halloween выросли на 60%. А еще пять лет назад никто, кроме студентов, не отмечал этот праздник.
В 2010 году я открыла три обычных магазина зоотоваров "Мурзилка". Этот бизнес показался мне перспективным, потому что городские жители все больше внимания уделяют домашним животным и готовы тратить деньги на их содержание. В 2011-м у меня появился интернет-магазин, и стало ясно, что офлайн-розницу надо сворачивать: эти торговые точки оказались полностью убыточными.
У обычных магазинов гораздо больше накладных расходов — аренда, зарплата продавцам и так далее. А в интернете можно работать, имея лишь склад с продукцией, обслуживать который может и сам владелец. При этом у интернет-магазина больше доход, поскольку клиенты закупают в нем зоотовары крупными партиями — мешками по 15 кг, а в рознице приобретают небольшие пакеты. Рентабельность интернет-магазина — около 30%.
На создание сайта уйдет от $300 до $15 тыс. Можно использовать бесплатный движок, привлечь студентов для оформления простого дизайна — тогда инвестиции будут минимальными. А можно сразу вложить крупную сумму и нанять специалистов.
Дальнейшее развитие бизнеса связываю только с интернетом — за ним будущее. Пока у нас нет полноценных интернет-магазинов, где можно было бы рассчитаться картой. Поэтому в целом для торговли интернет — это в первую очередь рекламная площадка.
В 17 лет я попала на телевидение и десять лет занималась монтажом и режиссурой. Моя работа всегда была связана с визуализацией. В 2011 году вместе с другом Дмитрием Костырко мы придумали проект Knigli и ушли с телевидения.
Все началось с разговоров о том, что надо как-то популяризировать книги: украинские подростки, в отличие от европейских сверстников, особо их не жалуют. Мой друг — художник, у него родилась идея сделать книгу на одном листе, подав текст в виде рисунка. За рубежом аналоги таких книг есть. Точно не помню сумму, которая понадобилась нам для старта, но она не превышала месячный бюджет средней киевской семьи. Мы долго готовили проект: нужно было найти полиграфическое предприятие, которое бы согласилось печатать наши книги. Сложность в том, что обычная цифровая печать не годится для таких маленьких букв. Пришлось экспериментировать с бумагой, чтобы на ней после сгибания-разгибания не оставалось следа. Еще нам понадобились рамка, линза и упаковка — это все нужно было продумать. В целом на подготовку ушло восемь месяцев.
Изначально мы позиционировали проект как молодежный — для потребителей 23–30 лет или представителей творческих профессий. Но после участия в фестивале "Книжный арсенал" аудитория расширилась, и мы начали выпускать книги и для людей постарше, и для детей.
Knigli — это скорее сувенир или декор для дома, чем книга для чтения, напоминание о том, что можно взять в руки и полистать обычную книгу. Наиболее популярные издания — "Мастер и Маргарита", "Алиса в стране чудес" и "Маленький принц". Часто книга на языке оригинала пользуется большим спросом, чем на русском или украинском.
Вначале мы продавали продукцию только через сайт, но потом решили что раз уж она связана с книгопечатанием, то должна появиться в рознице. Начали искать партнеров среди офлайновых магазинов. Сегодня там продается 30% наших книг. Но интернет-магазин остается основным каналом продаж. В рознице книга дороже — магазины устанавливают 50%-процентную наценку. Ежемесячно мы продаем до 300 экземпляров Knigli, стоимость одного — 200 грн.
Я левша. Несколько лет назад в мои руки попала статья о товарах для левшей. Тогда-то и мелькнула мысль о создании специального магазина. Полгода потратил на изучение аналогичных торговых точек за рубежом. У нас такие товары почти не производятся, пришлось искать европейских партнеров. Поначалу иностранные поставщики с осторожностью относились к предложению о сотрудничестве, требовали полную предоплату. Теперь отношения наладились, и партнеры даже помогают нам завязать отношения с другими поставщиками, дают рекомендации.
В 2010 году я открыл магазин "Мир левши" в одном из киевских торговых центров. Для старта понадобилось $30 тыс., которые были потрачены на аренду помещения, обустройство витрины, закупку товара и зарплату продавцам. С первых дней недостатка в посетителях не было — магазин привлекал клиентов своей экзотичностью. Специфика товара такова, что о нем нужно не только рассказывать, но и демонстрировать его, покупателю важно подержать такой товар в своей левой руке. Сложно покупать в интернете то, о чем не имеешь представления. Через полтора года я решил, что магазин выполнил свою рекламную функцию, сформировав костяк постоянных покупателей.
А поскольку арендная плата за 6 кв. м торговой площади съедала большую часть выручки магазина, я решил его закрыть и сосредоточиться на развитии интернет-торговли. Да, наш оборот сократился втрое, но прибыль выросла. Сейчас месячный оборот магазина составляет 30 тыс. грн., рентабельность – 25%.
Ирина Гамалий, Фокус