Почему повышение тарифов на коммунальные услуги неизбежно
Для 37-летней Нины Василенко каждое повышение тарифов на коммунальные услуги — личная трагедия. Уже сейчас за свою киевскую двушку она отдает треть зарплаты. "Я и так на всем экономлю, а если тарифы поднимут, придется жить впроголодь", — переживает мать троих детей.
Ее опасения оправданны. Повышение стоимости коммунальных услуг как минимум на 30% — одно из основных требований МВФ. И хотя министр ЖКХ Геннадий Темник вновь заявил о том, что правительство не намерено поднимать тарифы, эти заверения звучат неубедительно. Киев ведет переговоры с МВФ о предоставлении кредита в размере $15,5 млрд. Чиновники Фонда заняли жесткую позицию — еще в феврале глава миссии МВФ Кристофер Джарвис дал понять, что без повышения цен на коммуналку Украина кредит не получит.
О том, что правительство морально готово к повышению тарифов, свидетельствует и тот факт, что Национальная комиссия по государственному регулированию в сфере коммунальных услуг (НКРКУ) еще в январе предоставила Кабмину расчеты поэтапного повышения цен на тепло до "экономически обоснованного уровня". А премьер Николай Азаров произносит загадочные фразы о дифференцированных тарифах.
Какие тарифы вырастут
По подсчетам Нацкомиссии, действующие тарифы на тепло для населения покрывают лишь 70% себестоимости данной услуги, на воду — 60%. Предприятиям — поставщикам услуг разница между тарифами и себестоимостью компенсируется из бюджета. Такая модель расчетов приводит к загниванию жилищно-коммунальной инфраструктуры. В буквальном смысле в стране ежегодно необходимо менять около 3% водопроводных труб, реально же меняют 0,8%. В итоге число аварий постоянно растет — на 100 км трубопроводов ежегодно происходит 260 аварий (в странах ЕС — около 50).
Если Кабмин решится воплотить план Нацкомиссии в жизнь, то уже в этом году (в следующем отопительном сезоне) тарифы на тепло подскочат до так называемого "экономически обоснованного уровня", то есть примерно на треть. В частности, обогрев однокомнатной квартиры в Киеве подорожает в среднем на 75 грн. в месяц, двухкомнатной — на 110 грн., трехкомнатной — на 146 грн., четырехкомнатной — на 161 грн.
Это всего лишь проект повышения цен. Правительство рассматривает и другие, более мягкие для "бедного" населения и более жесткие для "богатого" (терминология премьер-министра) варианты увеличения тарифов. Николай Азаров заявил, что Кабмин изучает возможность введения дифференцированных цен на газ для "состоятельного населения".
Что это значит? В данном случае повышение цен на голубое топливо коснется только тех, кто потребляет больше 5000 куб. м газа в год. Как правило, это владельцы частных домов (по оценкам Министерства регионального развития и ЖКХ, в таких домохозяйствах проживает около 20% украинцев). Этих потребителей разделят на пять категорий, и для каждой из них установят конкретный тариф (к 1-й категории отнесут тех, кто использует 5-6 тыс. куб. м, к 5-й — больше 12 тыс. куб. м). Логика следующая: чем больше домохозяйство потребляет газа, тем выше тариф. Для последней категории газ может подорожать почти в три раза. Чиновники в Министерстве регионального развития и ЖКХ не под диктофон говорят, что эта система может заработать по окончании текущего отопительного сезона. Кабмин рассчитывает, что таким образом удастся собрать дополнительные 6 млрд грн. и временно снять наболевший вопрос с повестки дня.
Разные цены на газ — это потенциальный источник коррупции, поскольку чиновники за взятки смогут переводить потребителей из одной категории в другую. Бывший председатель правления ОАО "Киевгаз" Сергей Слепкань полагает, что единственное правильное решение — поднять цену на газ и установить единый для всех тариф. Только тогда, по его мнению, будет понятно, кто за что платит.
Какой подход правильный, а какой — нет, будут, судя по всему, решать чиновники МВФ. А они уверены: тарифы нужно поднять сразу минимум на 30–40% и разработать стратегию дальнейшего их повышения в разы и для всех.
Логика МВФ
Термин "экономически обоснованные тарифы" и утверждение чиновников НКРКУ о том, что платежи населения покрывают лишь 70% себестоимости производства тепла, вызывают у представителей МВФ скепсис. Они сравнивают стоимость российского газа и цену того же энергоносителя, но уже в структуре тарифов.
Картина впечатляет. Украина закупает голубое топливо по $426 за тыс. куб. м (3408 грн.). А в структуре тарифа на центральное отопление заложена цена газа исходя из 1309 грн. Разница почти трехкратная. Тариф на газ при индивидуальном отоплении (газовый котел) составляет 725 грн. — почти в пять раз ниже. Когда политики утверждают, что газа собственной добычи хватает, чтобы удовлетворить нужды населения, они забывают добавить, что речь идет о газе, который сжигается на газовых плитах и в котлах, а для городских отопительных систем его уже не хватает.
Термин "экономически обоснованные тарифы" придумали в НКРКУ. Это ведомство занимается тем, что считает, сколько население недоплатило коммунальщикам и на какую сумму бюджетных компенсаций они могут рассчитывать (кстати, эти бюджетные компенсации и есть основной заработок данных компаний). Если бы тарифы для населения были "экономически обоснованными", то компенсировать коммунальщикам ничего бы не пришлось. Потери коммунальных предприятий рассчитываются исходя из того, по какой цене они получили энергоноситель от "Нафтогаза". А получили они его также по льготному тарифу, установленному другим регулятором — Нацкомиссией по госрегулированию в сфере энергетики (НКРЭ). Потери "Нафтогаза" компенсирует государство.
Скрытое субсидирование, по оценке МВФ, составляет 5–6% ВВП (около 70 млрд грн. в год) без учета официальных субсидий для конкретных домохозяйств. По мнению экспертов Фонда, политика тотального субсидирования не столько поддерживает малоимущих, сколько помогает экономить состоятельным гражданам, так как скрытых субсидий получает больше тот, кто больше потребляет. В отчете МВФ на эту тему говорится: "Это бездумное расходование государственных финансов поддерживает перепотребление, тормозит инвестиции в систему доставки энергоносителей и подрывает стимулы для увеличения внутренней добычи газа, которая могла бы существенно снизить потребность Украины в импорте энергоносителей".
Кто кого субсидирует
Нынешняя система тарифообразования непрозрачна, как и вся украинская экономика. Попытка разобраться, кто, кому и сколько платит, — тема для докторской диссертации. Мутные схемы платежей используются по всей цепочке перемещения энергоносителей — от взаимоотношений "Нафтогаза" и "Газпрома" до расчетов граждан с бывшими ЖЭКами. Ключевой посредник между государством, "Нафтогазом" и населением — коммунальные компании-монополисты: облгазы, облэнерго, водоканалы. Структура их тарифов нередко содержится в папочках с грифом: "Коммерческая тайна".
"Тайна" в данном случае заключается в том, что они, получая энергоносители по высокой цене, а продавая по низкой, делают бизнес на компенсациях из госбюджета. Председатель НКРКУ Валерий Саратов объясняет, что расчет коммунальных тарифов осуществляется у нас по алгоритму под названием "затраты плюс". Эта модель не предусматривает стимулов для снижения затрат компаниями-монополистами, такими, как, например, Киевэнерго или Киевводоканал. Поэтому расходы постоянно растут, а тарифы увеличиваются.
Непотопляемый бизнес, основанный на компенсации затрат, — удел приближенных к власти бизнесменов. Иными словами, государство субсидирует население не напрямую, а через крупный бизнес. Например, Киевводоканал и Киевгаз отчасти подконтрольны бизнесмену Василию Хмельницкому. Структуры Рината Ахметова владеют долей Киевэнерго. Восемнадцать украинских облгазов контролируют компании Дмитрия Фирташа. Среди собственников облгазов такие известные предприниматели, как Константин Григоришин, Игорь Коломойский, братья Игорь и Григорий Суркисы.
Сегодня НКРКУ лоббирует внедрение новой модели тарифообразования — стимулирующей. Ее суть в том, что регулятор при утверждении тарифов и определении компенсаций будет экономически поощрять тех монополистов, которые оптимизируют расходы и инвестируют в модернизацию отрасли.
Где выход
Новая методика не станет панацеей для хронически больного отечественного ЖКХ. Адвокат Татьяна Монтян считает, что пока власть не заставит монополистов показать реальную себестоимость своих услуг, ни одна методика работать не будет. "Конечно, им это невыгодно. Иначе за чей счет они будут заказывать "снегурочек" на корпоративы?" — возмущается Монтян. О том, что тарифы в Украине устанавливают "с потолка", Монтян рассказывает на собственном примере: "Наша семья за отопление квартиры в 140 квадратных метров с высотой потолков 3,05 метра ежемесячно платит 2,40 гривны за квадратный метр. Но это потому, что наш дом стоит на балансе Объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД). Большинство семей платит за отопление по тарифу, установленному Киевсоветом, — 2,91 гривны за тот же метр. И у большинства высота потолков не больше 2,8 метра. Откуда такая разница и кому она идет в карман — вопрос риторический".
Почти невозможно подсчитать, сколько на самом деле коммунальных услуг потребляют конкретные украинцы. Инфраструктура ЖКХ находится в аварийном состоянии, и модернизировать ее монополистам невыгодно. Поэтому гражданам приходится платить за воду и энергию, потерянные при транспортировке. Большинство домохозяйств не оборудовано счетчиками. Экс-министр ЖКХ Алексей Курченко считает, что правительство саботирует программу установки счетчиков: "О чем можно говорить, если в программе указано, что до 2014 года все коммунальные услуги должны оплачиваться по счетчикам, а Кабмин разрабатывает свой законопроект, продлевая эту дату до 2018 года". Счетчики зачастую отсутствуют и у энергогенерирующих компаний — они установлены лишь на трети теплокоммунэнерго.
Мутная экономическая модель скрытого субсидирования отчасти выгодна почти всем. Население получает хоть и не качественные услуги, но по относительно невысокой цене, крупный капитал зарабатывает на субсидировании. А диспетчеры этого перераспределения — правительственные чиновники настаивают на необходимости сохранения низких тарифов и выступают в роли борцов за народное благо.
В итоге за все платят те налогоплательщики, которые не могут спрятаться от государства где-нибудь в офшорной юрисдикции или уйти в тень. В 2013 году рост налоговых поступлений практически остановился. При этом увеличение себестоимости коммунальных услуг продолжается: трубы по-прежнему гниют, и газ дорожает. Наступил момент, когда нынешняя модель не может существовать без заимствований МВФ. Однако представители Фонда не горят желанием встраиваться в эту схему.
Если государство не найдет внешних доноров, тарифы повышать придется. Схема скрытого субсидирования нежизнеспособна — она предполагает бесконечное увеличение затрат, поэтому рано или поздно украинцам придется изменить модель расчетов за коммуналку. Самообман не может длиться вечно.
Дарья Осиик, Дмитрий Фионик, Фокус