Разделы
Материалы

Основы кукловодства. Киевская художница "выращивает" игрушки на продажу

Как киевская художница Людмила Савчук научилась «выращивать» кукол на продажу

Кукольных дел мастер 38-летняя Людмила Савчук пробовала себя в разных профессиях. Получив художественное образование, она работала на телевидении, затем в рекламном бизнесе. "Увольнялась по разным причинам: в одном случае зарплата не устраивала, в другом — работа казалась неинтересной", — говорит Савчук.

Она несколько лет думала о том, как открыть собственное дело. Но о первой попытке на этом поприще рассказывать не любит. Предпринимательница неохотно вспоминает, как знакомый предложил поучаствовать в торговом предприятии, а закончилось это потерей всех сбережений. Следующим местом работы было агентство по организации детских праздников, принадлежавшее подруге — актрисе Ольге Пророченко.

Детям нравились мультяшные персонажи. И Людмила решила сшить куклу-костюм Шрека. Создавала она его два с половиной месяца. Участники очередного торжества были в восторге, художница поняла, что нашла бизнес-нишу и, возможно, свое призвание. Компания "Кукла.Ua" появилась в сентябре 2005 года. Сегодня ее ростовых кукол — так называются эти изделия — заказывают рекламные агентства и крупные компании.

Проблемы с головой
Для старта Савчук понадобилось 12 тыс. грн. Этих денег хватило на закупку материалов и создание сайта "Кукла.UA". Швейная машинка Pfaff имелась, а мастерской стала квартира Людмилы. Первое время художница совмещала предпринимательскую деятельность с работой в рекламном агентстве, для которого продолжала шить кукол. Их фото она и выкладывала на сайте. Савчук размещала рекламу, заказывала флаеры. Однако вскоре поняла, что в ее случае это неэффективно. "Лучшая реклама для моего бизнеса — интернет, поэтому важно добиться высокой индексации сайта", — констатирует она.

Куклы справились со своей рекламной миссией — в мае 2006 года поступил первый серьезный заказ. "Для торговой марки "Рудь" нужно было придумать образ слоника и сшить куклу", — вспоминает Людмила.

Шесть лет назад ростовых кукол в Украине не делал никто, поэтому мастеру приходилось изучать российские образцы и осваивать технологию самостоятельно. Сложность задачи заключалась еще и в том, что шила Людмила не только куклу, но и комбинезон. Изделие состоит из головы-маски, плаща-туловища и деталей — лап, хвоста, обуви. Самая сложная деталь — голова. "Проработать детали может и дизайнер, но голова — это поролоновая скульптура, тут необходимы художественные навыки и соответствующее образование". Несколько лет назад на создание каждой куклы уходили недели, а то и месяцы. "Нужно было подобрать материалы, найти специальный клей", — объясняет Людмила.

Сейчас, когда технологии отработаны, производство одной куклы занимает день-два в зависимости от сложности заказа. "Большая часть выкроек уже есть, — рассказывает мастер. — Швеи начинают выкраивать и шить комбинезон-туловище, а я параллельно клею голову. Потом добавляются детали". Самые популярные куклы — герои мультфильмов. В последнее время спросом пользуются Маша и Медведь. Основные заказчики — рекламные и ивент-агентства.

Своя специфика
Людмила Савчук вспоминает, что как только у "Кукла.UA" появились серьезные заказчики, на рынок вышли и конкуренты. Но большинство из них не пережили кризис. Среди выживших — одесская Студия кукол и бутафории, основанная в 2006 году Оксаной Калетник. В месяц студия производит пять-шесть сказочных персонажей, "Кукла.UA" — от десяти. Стоимость самой дешевой куклы от Людмилы — 2500 грн. (одесский конкурент продает ростовых кукол по 3000 грн.). Месячный оборот компании, по словам Савчук, от 40 тыс. грн., рентабельность этого бизнеса владелица оценивает в 40%. Доход зависит и от времени года. Куклы — сезонный товар. Основные продажи приходятся на конец декабря, майские праздники и начало учебного года.

Ростовые куклы на украинском рынке все еще в диковинку. Нередко заказчик смутно представляет себе, какие они. "Я сразу объясняю, что эта кукла тяжелая и промоутеру сложно в ней работать, — говорит Людмила. — Все ростовые куклы такие, не только наши". Но заказчики все равно предъявляют претензии. Тем не менее 80% клиентов — постоянные. Ивент-агентства заказывают одну-две куклы в месяц, кроме того, актуальны обновления и реставрация костюмов, в которых постоянно работают промоутеры.

Для производства уникальных изделий нужны уникальные специалисты. По словам Людмилы, многие швеи умеют делать прямые строчки, но здесь нужен творческий подход. Над созданием кукол помимо владелицы работают две швеи. Подбирая персонал, предпринимательница обращает внимание на готовность потенциального мастера учиться новому.

Учиться продолжает и сама Людмила Савчук — она намерена не только увеличить число заказчиков, но и начать новый "не кукольный" проект. Поиск себя продолжается.

Костюмчик сидит
Какими бывают ростовые куклы
Фиксируются на голове
Куклы совпадают с ростом человека. Надевая такую куклу, актер смотрит через отверстия в глазах и во рту

Фиксируются на плечах
Куклы выше человеческого роста. Надевая эту куклу, человек смотрит через скрытые от глаз обывателя прорези на ее груди

Ирина Гамалий, Фокус