Разделы
Материалы

Экономика немецкого футбола: как финал Лиги чемпионов стал коммерческим успехом бундеслиги

Германо-германский финал Лиги чемпионов в Лондоне - не только огромный спортивный, но и коммерческий успех бундеслиги. Новые требования УЕФА повысят ее конкурентоспособность.

Кто выиграет финальный матч Лиги чемпионов УЕФА - мюнхенская "Бавария" или дортмундская "Боруссия"? Спортивное состязание еще впереди, но вот с экономическим аспектом все ясно уже сейчас: в победителях окажутся оба клуба!

Лига чемпионов - машина, печатающая деньги

"За одно лишь участие в Лиге чемпионов в завершающемся сезоне выплачивалась премия в 8,6 миллиона евро. За каждый последующий успех тоже полагались премии. В результате победитель может заработать до 60 миллионов евро", - подсчитывает в беседе с DW Хеннинг Фепель (Henning V?pel), научный сотрудник Гамбургского института мировой экономики (HWWI), изучающий экономические аспекты профессионального футбола.

По его словам, поражение в финале 25 мая на лондонском стадионе "Уэмбли" на финансовых показателях проигравшего клуба по большому счету отрицательно не скажется. Независимо от того, выиграют дортмундцы или нет, "они заработают в этом сезоне в Лиге чемпионов примерно столько же, сколько и баварцы", поясняет Хеннинг Фепель.

"Но это вовсе не означает, что по общим экономическим показателям "Боруссия" догнала "Баварию", - уточняет Саша Шмидт (Sascha Schmidt), научный сотрудник Европейской школы бизнеса (EBS) в Висбадене. Хеннинг Фепель с ним полностью согласен.

В качестве примера он приводит бюджеты обоих клубов: "Баварцы, расходующие на оплату своих игроков 125 миллионов евро, по-прежнему весьма значительно опережают дортмундцев, у которых порядка 50 миллионов". Другой показатель - стоимость состава. У "Баварии" она достигает примерно 430 миллионов евро, у "Боруссии" - 254 миллиона. У мюнхенского клуба число членов более чем вдвое выше, чем у дортмундского. "Бавария" продает трансляции своего клубного телеканала в 90 стран, "Боруссия" - в 12 стран.

Так что в первом в истории Лиги чемпионов германо-германском финале встречаются две сопоставимые по спортивным качествам команды, но два (пока) несопоставимых по экономическим параметрам клуба.

Бундеслига в явном выигрыше

А как такое историческое с точки зрения немецкого футбола событие отразится на остальных 16 клубах высшей немецкой лиги - бундеслиги? "Они от этого тоже выиграют", - считает Хеннинг Фепель из гамбургского института. "Финал с участием двух немецких команд положительно скажется и на всех других клубах", - убежден и Саша Шмидт из висбаденской бизнес-школы.

Благодаря германо-германскому финалу в Лондоне бундеслига, по словам эксперта, "окажется в глобальной витрине", что обеспечит ей "огромный рекламный эффект". Это в свою очередь будет способствовать продаже телевизионных прав на трансляцию матчей немецкого чемпионата. А поскольку в Германии права эти продаются централизованно, все клубы бундеслиги получат свой кусок пирога. У одних он окажется, естественно, более крупным, но никто не останется обделенным.

Еще один реальный выигрыш для всех клубов бундеслиги состоит в том, что усиление ее позиций в европейском футболе обеспечивает немецким командам более широкое представительство в Лиге чемпионов. Сейчас участвовать в ее розыгрыше имеют право четыре клуба из ФРГ. Более слабые национальные лиги получают два или даже только одно гарантированное место.

Рост международной известности клубов бундеслиги в свою очередь будет способствовать увеличению их доходов от мерчандайзинга, убежден Саша Шмидт и указывает на сравнительно новое явление, которое он называет "болельщики без границ": "Стало уже обычным делом, что поклонники футбола болеют не только за любимую команду в собственной стране, но и за какой-то зарубежный клуб".

Болельщики без границ и правила Financial Fairplay

Проведя соответствующее исследование, Шмидт пришел к выводу: только в Европе "болельщиков без границ" примерно 41 миллион человек. Причем они, как правило, не скупятся при покупке продукции с символикой своего любимого иностранного клуба. "В среднем в сезон получается около 860 евро на каждого фаната", - утверждает ученый.

Так что на буме мерчандайзинга, вызванном лондонским финалом, "Бавария" и "Боруссия" заработают не только и даже не столько в Германии, сколько в целом в Европе. Ну и, конечно же, на других континентах. "Особенно в Азии наблюдается ярко выраженный интерес к европейскому футболу", - указывает Хеннинг Фепель.

Матч на "Уэмбли", который покажут в прямом эфире в 209 странах, предоставит двум этим клубам и всей бундеслиге небывалую возможность завоевать новых "болельщиков без границ" в Китае, Японии и Южной Корее. А заодно несколько потеснить британские команды, которые уже более 20 лет прекрасно зарабатывают на этих растущих рынках.

Повторение в обозримом будущем германо-германского финала в Лиге чемпионов Саша Шмидт и Хеннинг Фепель считают маловероятным, но оба эксперта весьма оптимистично оценивают среднесрочные перпективы бундеслиги - причем как спортивные, так и экономические.

Этот оптимизм, в частности, связан с намерением Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) добиться того, чтобы европейские клубы тратили не больше денег, чем зарабатывают. Принцип "честной финансовой игры" - Financial Fairplay - начнет внедряться уже со следующего сезона. Клубы бундеслиги, проходящие строгий процесс лицензирования, к самоокупаемости, в принципе, привыкли, а вот для целого ряда знаменитых английских, испанских и итальянских команд он - в новинку.

Это - огромный шанс для немецкого футбола, уверен Саша Шмидт: "Если УЕФА на самом деле добьется своего, то конкурентоспособность немецких команд существенно возрастет".

Источник: Русская служба DW