Инвестиции в желтый металл перестали быть тихой гаванью — теперь от таких вложений можно существенно выиграть или серьезно проиграть
Основатель и генеральный директор инвесткомпании Dragon Capital Томаш Фиала никогда не инвестировал в золото. "Если его покупать физически, то разница между ценой покупки и продажи слишком велика. Плюс затраты на хранение. За последние 10 лет цена на золото, конечно, прилично выросла, но причины роста напоминают пирамиду, которая сейчас начала рушиться", — говорит он.
Самой провальной для рынка золота оказалась середина апреля 2013 года. Всего за один день драгметалл подешевел до $1322 за унцию, потеряв в цене сразу $200 (сейчас торгуется на уровне $1304 за унцию). В украинских банках слиток можно приобрести исходя из цены от 389 грн. до 533 грн. за грамм.
Инвесторы выводят средства из специализированных "золотых" фондов (ETF-фондов). Хотя еще недавно армия поклонников драгметалла, подгоняемая кризисом, росла, как и его котировки. И мало кто вспоминал об обвале цен на желтый металл, последовавший за подъемом в конце 1970-х годов. Тогда золото потеряло больше двух третей стоимости.
Проделки Сороса
В 2011 году цены на драгметалл били рекорды — стоимость унции едва не перевалила за $2000, увеличившись по сравнению с 2007 годом почти втрое.
Спрос на золото рос на фоне девальвации почти всех мировых валют. Порой казалось, что надежной альтернативы вложениям в золото просто нет. "Золотые" фонды, популярные среди инвесторов, наращивали активы. В 2012 году, по данным Всемирного совета по золоту, инвесторы приобрели 279 т драгметалла — в полтора раза больше, чем в 2011-м.
Но цена так и не достигла отметки $2000. Настроение инвесторов резко изменилось уже в этом году. Ажиотаж вокруг золота превратил его в рисковую инвестицию. В начале апреля 2013 года Джордж Сорос признал, что драгметалл утратил статус "тихой гавани". Его инвестфонд Soros Fund Management начал сокращать свои вложения в этот актив. По мнению руководителя программы MBF (Master in Banking and Finance) в KMBS Евгения Пенцака, это заявление американского миллиардера отчасти и спровоцировало обвал рынка. В результате вывода денег из ETF-фондов их запасы золота сократились с начала 2013 года на 450 т. По данным Всемирного совета по золоту, только в I квартале 2013 года из-за оттока средств спрос на драгметалл упал на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 963 т. Интересно, что это произошло на фоне роста спроса на монеты, слитки, медали, кроме того, увеличились закупки индийских и китайских ювелиров.
Есть множество версий причин происходящего и закулисных событий. Например, взволновала инвесторов информация о замедлении темпов экономического развития Китая, который был и пока остается одним из локомотивов роста спроса на физическое золото. По данным министерства переписи населения и статистики Гонконга, только в марте 2013 года общий объем импорта драгметалла в Китай составил рекордные для страны 223,5 т. Любители всевозможных теорий заговора обвинили финансовый конгломерат Goldman Sachs в игре на понижение (представители этого банка заранее предупредили своих клиентов о возможном снижении цен на рынке). Под горячую руку попал кипрский центробанк со своими 10 т золотых запасов. Говорили и о том, что киприоты начнут распродавать свои резервы, что также создавало дополнительное давление на цены.
По мнению генерального директора КУА "Райффайзен Аваль" Вадима Мосийчука, обвал спровоцировали сразу несколько факторов. Игроки пересмотрели свои ожидания по поводу инфляции мировых валют — ее темпы сократились. Рынки рисковых активов "показали хороший старт" с начала года — в итоге золото как инвестиционный инструмент слегка утратил свою привлекательность по сравнению с некоторыми ценными бумагами. "Но не думаю, что это долгосрочный тренд. Скорее это коррекция, которой подвержены все рынки", — утверждает Мосийчук.
И снова вверх
По словам зампредседателя правления – казначея банка "Национальный кредит" Дмитрия Власова, золото уже не так привлекательно для инвесторов, поскольку ситуация в экономике США улучшается, американский фондовый рынок растет, доллар укрепляется, инфляция стабилизировалась. Снижение спроса на сырьевых рынках тоже стимулирует падение цен на драгметалл. Индия — один из основных потребителей физического золота — может попытаться откорректировать свой торговый дефицит, ограничив импорт драгметалла. Не исключено, что золото вновь подешевеет. "Его стоимость на международном рынке уже упала до двухлетнего минимума. Это хорошее время для покупки. Но я бы не стал торопиться. Вполне вероятно, что цена унции золота достигнет отметки в $1200", — говорит Дмитрий Власов.
"Среди инвесторов некому поддержать повышение цен в этом году", — полагает Евгений Пенцак. Даже центробанки (в основном развивающихся стран), которые в I квартале 2013 года продолжали наращивать золотые запасы, не спасли ситуацию.
Пусть золото как инструмент вложений сейчас и не оправдывает ожиданий инвесторов, но, как написал в своей колонке в New York Times лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман, страсть к драгметаллу, скорее всего, никуда не денется, какой бы иррациональной она ни была. К примеру, спрос на монеты и слитки сейчас увеличивается. Главный фактор роста, как объясняет исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, — все то же опасение высокого уровня инфляции из-за продолжающейся активной накачки ликвидностью экономик Европы и США (то есть печатные станки по-прежнему включены). Напугавший всех кризис на Кипре и курсовые колебания евро по отношению к доллару тоже будут стимулировать покупку золота. "К примеру, недавнее заявление федерального канцлера Германии Ангелы Меркель о снижении курса евро по отношению к американской валюте до коридора от 1,2 до 1,3 заставило центробанки сбрасывать евро. Замещение традиционно будет происходить и за счет драгметалла", — говорит Устенко. А значит, цены на золото со временем могут снова пойти вверх.
День вложения
Фокус опросил финансистов, чтобы выяснить, надо ли покупать золото
Не покупайте золото в надежде, что оно вырастет в цене. Это в первую очередь защитный, сберегающий актив. Золото лишь сохраняет стоимость в среднесрочной перспективе по сравнению с подверженными инфляционным рискам "бумажными" инвестициями. И оно должно быть частью диверсифицированного портфеля инвестора так же, как недвижимость, акции и так далее.
Я не согласен с мнением, что этот рынок имеет что-то сходное с пирамидой или пузырем. Да, спекулятивная составляющая тут есть, и именно от нее рынок сейчас избавляется, а цена корректируется. В последние годы инфляция была стабилизирована, но стоимость золота продолжала расти. Еще в 2009–2010 годы мировые управляющие не рассматривали этот драгметалл как актив, и в их портфелях он занимал не больше 2%, но уже в 2011-м его доля возросла до 5%, а в 2012-м превысила 10%. Увеличение интереса к золоту происходило по мере роста цен на него. Сейчас, учитывая коррекцию на рынке и его колебания, доля золота в портфеле инвесторов начнет снижаться.
Спрос на золото падает, когда люди не видят смысла в активе, который не генерирует доход. А также когда увеличивается горизонт планирования и необходимость в золоте, как в спасательном круге, уменьшается. Но мы находимся на том этапе экономического цикла, когда необходимость в золоте как в инвестиции еще есть. Волны кризиса длятся 6–8 лет, из которых большую часть мы уже прошли.
Покупку физического золота или золотые депозиты нельзя назвать инвестицией в чистом виде. Это либо попытка заработать на возможном росте цен, либо защита от возможной инфляции или финансовых кризисов. Золото традиционно считается "тихой гаванью" — убежищем при финансовых кризисах. Поэтому, чем оптимистичнее выглядит экономическая ситуация в мире, тем менее интересно золото. Постепенное восстановление международных фондовых рынков и укрепление курса доллара сегодня негативно отражается на спросе на банковские металлы. Не добавляют оптимизма и слухи о возможных продажах золота из резервов некоторых европейских центробанков. Инвестиционные фонды также активно избавлялись от благородного металла.
Впрочем, в краткосрочной перспективе мы можем увидеть рост спроса на золото в силу нескольких причин. С одной стороны, игроки на рынке золота, ставившие на его снижение, могут закрывать свои позиции, фиксируя прибыль. С другой — в осенний сезон традиционно растет спрос на физическое золото в Индии в связи с сезоном свадеб.
Покупка банковского золота физическими лицами — не лучшая инвестиционная идея. Большинство украинских банков не прибегают к страхованию рисков и в случае резких ценовых колебаний просто увеличивают разницу между ценами покупки и продажи, иногда доводя ее до 10%. В такой ситуации продавать или покупать физическое золото становится попросту нецелесообразно, выгоднее может оказаться обычный банковский депозит.
Своего пика стоимость золота достигла в августе 2011 года — $1906 за унцию, а уже в мае 2013-го опустилась до $1358, подешевев на 29%. По консенсус-прогнозу Bloomberg, курс золота в этом году может достигнуть отметки $2000. Основной драйвер возможного роста цен — программы монетарного стимулирования экономик США и еврозоны, которые могут усилить инфляцию. Для отечественного рынка аргумент в пользу золота — статистика по росту денежной массы с начала года на 5,6% (за 4 месяца) и девальвационное давление на гривну.
Украинцы могут инвестировать в золотой депозит, в золотые слитки и специализированные инвестиционные фонды. Размещая средства на таком депозите, нужно помнить, что банки обычно устанавливают разницу между ценой покупки и продажи золота. Это создает дополнительные затраты и требует большего времени для окупаемости инвестиций. Собственник золотого депозита подвергается тем же рискам, что и владелец обычного вклада, а именно: кредитному риску финучреждения. Физическая покупка золота решает эту проблему, но его нужно хранить, а за аренду банковского сейфа необходимо платить. Чтобы продать золотой слиток банку, придется пройти экспертизу, подтверждающую пробу золота и его вес. Это также статья расходов. Таких трат нет в инвестиционных фондах, вкладывающих в золото и золотые депозиты. Но и доходность золотых фондов ниже доходности золотых депозитов, впрочем риск по этим инструментам тоже ниже.
Если какие-то активы растут в цене несколько лет подряд, если вокруг них начинается ажиотаж — это прямой признак будущей неудачной инвестиции. Сейчас наряду с новостями о том, что некоторые крупные западные фонды избавляются от золота, я слышу советы инвестировать в этот металл. Мол, коррекция уже прошла, а значит, актив, скорее всего, будет расти в цене или в крайнем случае позволит защитить средства от обесценивания. Эта шумиха настораживает. Я бы сейчас не стал агитировать за инвестиции в золото. Инвестировать нужно тогда, когда об активе никто не вспоминает, а цены достаточно длительный промежуток времени находятся у предполагаемого минимума.
Мода на золото связана с кризисом, с бегством денег от риска. Средства (инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний) надо было куда-то вкладывать. Пока Европа не справится со своими проблемами, у золота есть шансы достигнуть отметки, скажем, в $1700 за тройскую унцию. Но с таким же успехом можно прислушаться к прогнозу среднесрочного снижения до $1200 за унцию.
Инвестиция в золото как в альтернативный защитный актив может себя оправдать только в нестабильные времена. Главный недостаток золота в том, что это трудно просчитываемый актив. Спрос на него помимо рыночных игроков поддерживают центробанки и ювелирная промышленность. Но промышленный спрос на металл сравнительно невелик. А себестоимость, то есть минимальная подушка безопасности, ниже которой цена на металл вряд ли упадет, — всего $700–800 за тройскую унцию.
Елена Струк, Фокус