Почему международный консорциум, созданный для реализации энергетического проекта Desertec по выработке солнечной энергии в Сахаре, теряет ключевых игроков, выясняла DW.
Это был амбициозный план. За его воплощением пристально следили во всем мире: в 2009 году для строительства ветряных и солнечных электростанций в Сахаре, на территории Марокко и других стран, был учрежден международный консорциум Desertec Industrial Initiative (Dii). Идея экспорта части выработанной в Северной Африке энергии в Европу, начиная с 2050 года, вызвала тогда большой энтузиазм.
Предполагалось, что на строительство электростанций и создание необходимой инфраструктуры потребуется около 400 миллиардов евро. Авторы проекта намеревались таким образом обеспечить 15 процентов объема электроэнергии, необходимого Европе, а также почти полностью удовлетворить потребность местного населения в электричестве.
В разработке многообещающей концепции участвовали ученые Немецкого центра аэрокосмических исследований (Deutsches Zentrum f?r Luft- und Raumfahrt). Среди учредителей международного консорциума числились такие именитые энергетические концерны как E.ON и RWE, технологические гиганты Siemens и Bosch, финансовый конгломерат Deutsche Bank и крупная страховая компания M?nchener R?ck (Munich Re).
Не сошлись характерами
Идейным вдохновителем проекта был созданный на основе международного сообщества ученых, политиков и экономистов фонд Desertec-Foundation. Однако он покидает проект. "Не сошлись во мнениях при выборе стратегии", - говорится в официальном пресс-релизе. "Основная причина - в назревающем в консорциуме стратегическом конфликте, который, к несчастью, был вынесен на всеобщее обозрение, - пояснил директор фонда Тимо Гропп (Thiemo Gropp) в интервью DW. - Это вредит репутации проекта Desertec и его целям, в которые верит множество людей во всем мире".
Фонд выдвигает в адрес администрации Dii, отвечающей за техническую реализацию плана, серьезные обвинения и выходит из дела, чтобы "незаслуженно не стать объектом негативного освещения в СМИ кризиса руководства и дезориентации в консорциуме".
По сообщениям информационных агентств, конфронтация в Dii возникла в связи с вопросом о том, когда именно начинать экспорт энергии в Европу и делать ли это в принципе. Руководитель-голландец Пол ван Сон, якобы, выступает против начала экспорта в ближайшее время, а его коллега из Германии Аглая Виланд (Aglaia Wieland) настаивает на достижении этой цели.
Команда бежит с корабля
Масла в огонь подлили и компании, преждевременно покинувшие масштабный проект. Фирм-партнеров, каждая из которых обязалась ежегодно вносить 75 тысяч евро, стало вдвое меньше, а ряды участников поредели после ухода двух гигантов: концернов Siemens и Bosch. Так, из 50 членов в консорциуме осталось 18 партнеров и 20 участников.
Выход из консорциума фонда Desertec вызвал в его рядах недоумение. "Похоже, у представителей фонда сложилось ложное впечатление о происходящем", - предположил пресс-секретарь Dii Клаус Шмидтке (Klaus Schmidtke) в интервью DW. И объяснил, что консорциум, как и прежде, остается верен первоначальным целям: выработке в пустыне возобновляемой энергии и удовлетворению растущих энергетических потребностей населения Северной Африки, Ближнего Востока и "разумеется" Европы. "Мы намереваемся шаг за шагом увеличивать экспорт в течение ближайших десятилетий", - уверяет Шмидтке.
Интересно, что, хлопнув дверью, фонд Desertec-Foundation лишил консорциум и названия. "Мы оставляем себе марку Desertec и ее имидж, - говорит директор фонда. - Это не проявление враждебности, а призыв очнуться, разобраться в сложившейся ситуации и возобновить диалог". Значит, мосты между фондом и другими учредителями консорциума еще не сожжены окончательно. Да и энергетические гиганты RWE und E.ON подтвердили дальнейшее участие в консорциуме.
А воз и ныне там
Международного энергетического прорыва не произошло. Первая в истории декларация о международных поставках электроэнергии, выработанной из возобновляемых источников, между правительствами Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, о котором в ноябре 2012 года гордо заявлял Пол ван Сон, так и не была подписана.
Вместо этого король Марокко в мае 2013 года торжественно объявил о начале строительства собственной марокканской гелиотермической установки в одной из провинций. Выработанная там электроэнергия вряд ли будет экспортироваться - даже несмотря на то, что европейцы участвуют в финансировании проекта. Так, немецкий государственный банк KfW выдал на строительство установки кредит на сумму 115 миллионов евро.
Чем дольше европейцам придется ждать энергии из пустыни, тем больше найдется других альтернативных источников и тем меньше останется шансов у когда-то перспективного проекта Desertec занять достойную нишу на рынке энегроносителей, утверждают эксперты.
Источник: Русская служба DW