Разделы
Материалы

Средства массового влияния. Покупка UMH Group – верный признак подготовки к президентским выборам

Со сменой собственника UMH Group заканчивается большой передел на украинском медиарынке. Монополизация СМИ - верный признак подготовки к будущим президентским выборам

Имя Сергея Курченко стало известно публике в конце 2012 года благодаря репортерам Forbes.ua. Расследуя схемы продажи сжиженного газа, журналисты и представить не могли, что 27-летний харьковский бизнесмен, избегавший тогда внимания прессы, всего через полгода станет их боссом. Продажа Борисом Ложкиным всех медиаактивов UMH Group и покупка их структурой Сергея Курченко заставила всерьез задуматься: а есть ли сегодня на украинском рынке покупатели таких активов? Иными словами, есть ли другие, так же, как и президентское окружение, заинтересованные в покупке таких дорогих и таких затратных проектов? Ответ очевиден: продажа UMH Group завершает консолидацию практически всех влиятельных СМИ лояльными к президенту финансово-промышленными группами.

Телевидение, радио, газеты и раньше принадлежали крупным ФПГ, для которых медиабизнес был непрофильным. Так, мощнейшие телевизионные группы страны принадлежат структурам Дмитрия Фирташа, Виктора Пинчука, Игоря Коломойского — олигархам, чьи основные активы находятся в металлургической, химической, энергетической отраслях и в банковском секторе. С продажи телеканала "Интер" и начался большой передел.

Большая кнопка
Основной ресурс группы "Интер" — одноименный телеканал — к началу текущего года считался подконтрольным бывшему вице-премьеру Валерию Хорошковскому. После парламентских выборов и формирования нового Кабинета министров, где Хорошковскому места не нашлось, группа распространила пресс-релиз о продаже каналов Дмитрию Фирташу. Валерий Хорошковский заявил, что "в сложившихся обстоятельствах" не видит возможностей развивать медиахолдинг. Официально стоимость сделки Фирташем озвучена так и не была (цифру в $2,5 млрд, "слитую" в прессу, все эксперты сочли непомерной). Между тем оказалось, что Хорошковский находится за границей и возвращаться пока не планирует. Там он остается и по сей день, что подпитывает версию о добровольно-принудительной продаже канала.

Миноритарным партнером Дмитрия Фирташа при покупке "Интера" выступил глава АП Сергей Левочкин.

Буквально через пару месяцев разгорелся скандал на единственном оппозиционном телеканале ТВі. Здесь смена собственников превратилась в рейдерский захват —
с усиленной охраной, отстранением гендиректора и запретом допускать особо активных журналистов в аппаратные. До сих пор прежний и нынешний собственники Константин Когаловский и Александр Альт-ман обвиняют друг друга в том, что канал попал под влияние власти. Около 30 телевизионщиков уволились, смена формата пока неочевидна.

Сплошное ТВ
Сергей Арбузов, сменивший Хорошковского на посту первого вице-премьера, начал создавать собственный медиахолдинг, еще возглавляя Национальный банк. При нем НБУ запустил собственный телеканал БТБ. Также с именем Арбузова связывают покупку телеканала Business и трех каналов поменьше, входящих в ту же группу (Ukrainian Fashion, A-One и Dobro-TV).
История покупки телевизионных ресурсов была интересной: ранее ими владел бизнесмен Руслан Демчак (страховая компания "Добробут"). Прошлым летом Демчак выдвигался в депутаты по округу в Винницкой области, где его главным конкурентом был Григорий Калетник (отец нынешнего первого вице-спикера ВР). Однако в самом конце лета 2012 года Демчак был задержан по подозрению в легализации преступных доходов. Выпустили его только в конце февраля, и вскоре он продал телеканалы. Из-за такой цепи событий собственниками каналов поначалу называли семью Калетников. Но позже заговорили об экс-главе НБУ и даже о структурах старшего сына президента.

Аналогично то о Сергее Арбузове, то об Александре Януковиче говорили и после продажи бизнесменом Владимиром Костериным канала "Тонис". Еще в мае 2011 года контроль над фирмами — учредителями канала перешел к кипрским офшорам, конечными хозяевами которых, по данным сайта "Наші гроші", были именно их структуры. Наконец, уже в 2013 году в медиасреде появилась информация о том, что первый вице-премьер распространил свое влияние и на Национальную телерадиокомпанию.

Связывают с окружением президента и нового собственника UMH Group Сергея Курченко, хотя он сам опровергает эту информацию и знакомство с Александром Януковичем отрицает. Сделка оказалась неожиданностью, хотя о возможной продаже холдинга заговорили еще в мае. Сумма сделки не разглашалась. Борис Ложкин заявлял, что цена UMH Group была максимально близка к предварительным оценкам стоимости холдинга в $450–500 млн. Однако Сергей Курченко в интервью Forbes.ua заявил о том, что заплатил пока только $170 млн и что это половина суммы, а на выплату второй половины дана рассрочка в 8 месяцев.

Все это осложняет жизнь собственникам "старых" медиахолдингов. Пока что говорить об угрозе потери этих активов Виктором Пинчуком, Игорем Коломойским или тем более Ринатом Ахметовым рано — эти граждане имеют достаточно сильные экономические и политические позиции, а в случае Пинчука и хорошие связи на Западе. Однако руководителям соответствующих медиахолдингов стоит готовиться к дальнейшему перераспределению сил — до президентских выборов осталось не так много времени.

Василий Кнайпа, Фокус