Разделы
Материалы

Высокие риски прерывают взлет экономики Египта - аналитики

Крупнейшая арабская страна обладает весьма диверсифицированным народным хозяйством, но его развитию мешают нынешний политический кризис и давние структурные проблемы.

Новый виток борьбы за власть в Египте пока не привел к массовому отказу иностранных туристов от поездок на берега Красного моря и Нила, и все же складывается впечатление, что нынешний год рекордным для египетской туриндустрии уже не станет. А ведь отрасль, которая кормит порядка 10 процентов населения страны, после двух кризисных лет имела хорошие шансы вновь достигнуть и даже превзойти уровень 2010 года.

Туризм: прерванный взлет?

Тогда в стране побывало свыше 14 миллионов туристов. А в 2013 году только с января по май Египет, согласно официальным данным, посетили уже 4,9 миллиона зарубежных гостей. К тому же к началу летнего сезона гостиничные номера в отелях на Красном море были забронированы примерно на 80 процентов.

Но теперь обозначившийся рост оказался под угрозой: если кровопролитные столкновения в Каире и других городах продолжатся, поток туристов может серьезно сократиться. А если противостояние между сторонниками и противниками смещенного военными президента-исламиста Мухаммеда Мурси перерастут в волну экстремистского террора или гражданскую войну, то поток этот и вовсе иссякнет.

Это чревато очень серьезными макроэкономическими последствиями, ведь туризм является чуть ли не единственной крупной отраслью египетской экономики, которая находится в этом году на подъеме. Остальные переживают очевидные трудности. Они усилились после свержения в феврале 2011 года президента Хосни Мубарака, стоявшего во главе Египта на протяжении трех десятилетий, и заметно обострились за год правления Мухаммеда Мурси и "Братьев мусульман".

Один из очевидных показателей ухудшающегося экономического положения - рост безработицы и увеличение числа бедных. Их доля в 82-миллионом населении страны выросла с 22 до более чем 25 процентов. Чтобы помочь тем, кто живет за чертой бедности, египетскому правительству пришлось увеличить дотации, прежде всего на энергию и продукты питания.

Круговорот субсидий, бюджетного дефицита и девальвации

Впрочем, особенность разветвленной египетской системы субсидирования состоит в том, что она распространяется вовсе не только на беднейшие слои населения, но и на тех, кто имеет средние и даже высокие доходы. Этот пережиток полусоциалистического прошлого обходится государству ежегодно почти в 20 миллиардов долларов США, что составляет примерно треть бюджета страны.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что дефицит госбюджета вырастет в этом году, по всей видимости, до 13 процентов ВВП (для сравнения: в Европе максимально допустимым уровнем считаются 3 процента). Наблюдающееся на протяжении уже нескольких лет ухудшение финансового положения государства не могло не отразиться на обменном курсе египетского фунта: он начал падать.

Чтобы его поддержать, властям пришлось задействовать валютные резервы страны, которые в результате резко сократились. "В прошлом году все это привело к тому, что Центральный банк оказался уже не в состоянии удерживать курс национальной валюты на более или менее стабильном уровне. Это обернулось серьезной девальвацией египетского фунта", - отметил в беседе с DW Оливер Масетти (Oliver Masetti), эксперт Deutsche Bank по Северной Африке. По его словам, с конца 2012 года курс египетской национальной валюты упал примерно на 15 процентов.

Девальвация подхлестнула и без того высокие темпы инфляции. Особенно быстро дорожали в последнее время хлеб, газ и бензин. "Но именно эти товары широко потребляют бедные слои населения. Так что всплеск цен весьма способствовал тем беспорядкам, которые мы наблюдаем в настоящий момент ", - подчеркнул аналитик Deutsche Bank.

Модель развития важнее кредитов

Щедрые госдотации порождают серьезные проблемы и в совсем иной сфере: они мешают заключению соглашения с Международным валютным фондом (МВФ) о предоставлении Египту кредита на 4,8 миллиарда долларов. МВФ требует реформировать систему субсидирования, чтобы оздоровить госбюджет, но в Каире боятся пойти на такой шаг, чреватый дальнейшим ростом цен.

Правда, пока Египту удается получать кредиты от дружественных арабских государств, прежде всего от Катара. Он дает деньги, не требуя от Каира коренных социально-экономических реформ, что вызывает у некоторых представителей египетских деловых кругов прямо-таки саркастическую реакцию.

"У нас сумеют за месяц потратить присланные из-за рубежа деньги, ведь мы обладаем огромным опытом по проеданию долларов", - с горечью отмечает председатель правления аграрно-промышленной группы PICO и владелец одной из ежедневных газет Салех Диаб. По его словам, Египту нужны сейчас не столько финансовые вливания, сколько четкий выбор пути: "Нам необходима модель развития, некий рецепт, которому мы могли бы следовать".

Нужен рост не менее 7 процентов

Ведь потенциал для развития у Египта, несомненно, есть, заверил DW аналитик Оливер Масетти и указал на то, что египетская экономика - одна из самых диверсифицированных в Африке. Большим плюсом в борьбе за иностранных инвесторов является также обширный внутренний рынок.

"В пользу этой страны говорит также ее чрезвычайно выгодное географическое положение. Она находится на стыке Европы, Азии и Африки. К тому же ей принадлежит Суэцкий канал", - перечислил козыри Египта аналитик Deutsche Bank.

Но воспользоваться ими Каир сможет только в условиях политической стабильности. Ее обеспечение должно стать первостепенной задачей всех конструктивных сил в стране. Затем, по мнению Оливера Масетти, нужно сосредоточиться на борьбе с безработицей. Сейчас ее официальный уровень составляет 13 процентов, однако ежегодно на рынок труда приходят все больше молодых людей.

Только для того, чтобы удержать уровень безработицы на нынешнем уровне, Египту необходимо каждый год создавать примерно 700 тысяч новых рабочих мест, пояснил эксперт. "Для этого ежегодный рост ВВП должен составлять примерно 7 процентов", - отметил Масетти, сославшись на различные международные исследования. Но тут же добавил: "Мы же пока прогнозируем на следующий год рост не более чем на 3 процента". И то только в том случае, если ситуация в Египте не выйдет из-под контроля властей.

Источник: Русская служба Deutsche Welle