Война началась: СМИ определили реальные масштабы разгоревшегося таможенного конфликта с РФ
После вчерашней информации ФРУ о блокировке украинского импорта на российских таможнях, в Федеральной таможенной службе и пресс-службе правительства России запрос Forbes.ua оставили без ответа. В свою очередь, бизнесмены уверены, что все дело в политике.
Издание пишет, что к примеру на украинском предприятии Стальканат-Силур проблемы с поставками в Россию начались еще в конце июля. "Но тогда товары, хоть с большими проблемами и бюрократическими задержками, но пропускали. Вчера же наши грузы были остановлены и не растаможены", - сетует гендиректор предприятия Сергей Лавриненко.
Пока сложно понять, это полная заморозка, или просто рост числа проверок, отмечает он.
Грядет ноябрьский саммит Украина-ЕС, напоминает издание, на котором Киев рассчитывает договориться с ЕС об Ассоциации. В свою очередь, Россия использует все возможные механизмы, чтобы вместо сближения с ЕС Киев вошел в ТС.
Как указывает Forbes, проблемы затронули не всех. Например, продукцию Турбоатома на российской границе начали изучать более тщательно, но поставки продолжаются, сообщил гендиректор компании Виктор Субботин. Владелец группы УПЕК Анатолий Гиршфельд о проблемах на таможне пока читал лишь в новостях, и проблемы с прохождением российской границы продукции своего бизнеса не смог ни подтвердить, ни опровергнуть.
Тем не менее, многие побеседовавшие с изданием бизнесмены указывают на наличие проблемы и подчеркивают ее остроту. "Нашим импортерам сказали, что все документы, которые мы предоставляем, вызывают сомнения. И в результате, весь товар выгружается на 20 дней на склады хранения, а документы отправляются на экспертизу в Москву", - пожаловался Анатолий Юркевич, владелец одного из крупнейших производителей молочной продукции в стране - холдинга Милкиленд.
ФРУ: Российская таможня остановила весь украинский импорт
Проблемы есть почти по всей линейке грузов, рассказали в компании Укркиртранса. Среди тех товаров, что перевозит компания, изучается каждая партия глины, кирпича, щебня и других продуктов. "Это сплошной досмотр. К тому же, в некоторых случаях российская таможня начала требовать отбора проб, в результате которой нарушается целостность металлопродукции. Все это оборачивается для компании серьезными финансовыми потерями", - пожаловались в Метинвесте.
Тем не менее, бизнес отмечает, что добиться срочной поставки грузов в РФ возможно. Один из вариантов реакции на проверки - дождаться результатов теста грузов непосредственно на таможне, выгружая товар на хранение, при том, что экспертиза может длиться до 20 дней. Второй вариант - выплатить страховочный залог, который платится импортером до того момента, пока ответственные ведомства России не проверят, что документы подлинные.
По словам Лавриненко из Стальканат-Силура, ставка такого страховочного платежа - 5% стоимости груза. Юркевич говорит о сумме минимум втрое большей - 15-20%. "Ряд наших импортеров заплатили такие страховые платежи и забрали машины, чтобы не разгружать их для проверки. Но заморозить 20% от стоимости груза, а потом рассчитывать на то, что тебе засчитают его в счет будущих платежей, позволить себе может не каждый", - возмущен Юркевич.
Системного решения вопроса бизнес предложить не может, пишет издание, а у правительства его пока нет. Сегодня, с 10 утра, вице-премьер Юрий Бойко проводит специальное заседание, где должны выработать оптимальную стратегию диалога с Москвой в такой ситуации.
Напомним, что, по данным Федерации работодателей Украины (ФРУ), с 14 августа текущего года таможенная служба России включила в перечень "рисковых" всех без исключения украинских импортеров, что фактически на неопределенное время блокировало поставку товаров из Украины. ФРУ уже обратилась к премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой содействовать скорейшему разрешению торговых споров с РФ.
В свою очередь, правительство Украины заявило, что принимает меры для ликвидации проблем в торговле с Российской Федерацией, и заинтересовано в устранении всех препятствий.
Несмотря на то, что Минсборов опровергает проблемы на таможнях, газета Вести пишет об очевидности усложнения проблем с Россией.
По материалам Forbes.ua