Таксисты снова пугают клиентов подорожанием проезда
Арт-консультант Катерина Тейлор предпочитает ездить на собственном автомобиле. Однако две недели назад она обратилась в одну из киевских служб такси, так как ее машина была в ремонте. Оператор столичного колл-центра сообщил: проезд от метро "Шулявская" до Майдана будет стоить 50 грн. Но пассажирке он мог обойтись в четыре раза дороже, так как водитель такси отказался давать сдачу или разменять купюру в магазине.
"Поцелуй меня в выхлопную трубу", — выплевывает мне таксист на мое недоумение об отсутствии сдачи с 200 гривен", — передает Катерина фрагмент ее диалога с водителем. После попытки прояснить ситуацию стало только хуже: автомобиль резко тронулся с места и повез пассажирку в неизвестном направлении. Водитель комментировал свои действия просто: "Я тебе что, банкомат? И не указывай мне, куда ехать. Я тебя высажу там, где сам захочу, тоже мне напугала милицией".
Остановка автомобиля на красный свет дала возможность девушке покинуть машину. Но наказать водителя оказалось делом еще более сложным: в службе такси сообщили, что они предоставили не свою машину, а службы-партнера, а значит, помочь ничем не могут. В милиции готовы вмешаться только в случае получения тяжких телесных повреждений. Катерина разместила свою историю в Fecebook и нашла отклик среди пользователей: киевлянам не привыкать к злоупотреблениям со стороны таксистов. За первые дни историю перепостили более 1000 пользователей.
По разные стороны баррикад
С начала года в Укргосреестре зарегистрировались 1815 субъектов ведения хозяйства, которые назвали "услуги такси" основным видом своей деятельности. Это на треть больше, чем в 2012-м. В Киевской горгосадминистрации подсчитали: из-за тенизации рынка таксомоторов бюджет города ежегодно недополучает 100 млн грн., а его оборот достигает 1,2 млрд грн.
Непрозрачность рынка делает клиента беззащитным перед возможными злоупотреблениями таксистов, однако дает возможность платить за извоз вдвое меньше.
Власти неоднократно пытались навести порядок на рынке такси. Согласны с необходимостью реформ и отраслевые объединения таксистов. Однако найти взаимопонимание чиновники и перевозчики пока не могут. Последняя инициатива Мининфраструктуры, законопроект "О перевозках на такси", по мнению его авторов, призвана сделать услуги извоза качественными, а рынок — прозрачным. Однако участники рынка считают этот документ попыткой его передела и монополизации.
Извоз по-украински
В пояснительной записке к проекту закона говорится, что сегодня из 6,9 млн зарегистрированных в государстве легковых авто только 40 600 имеют право оказывать услуги такси и 10 800 — перевозок на заказ. Это составляет 1% общего числа автомобилей. А это лишь незначительная часть машин, которые осуществляют услуги извоза.
Ключевым игроком здесь можно назвать компании — посредники между клиентом и перевозчиком, которые оказывают информационные услуги. Они представляют собой развитую систему обмена заказами, которая не контролируется государством и не несет даже формальной ответственности за качество услуг и безопасность пассажиров. Таксисты, в свою очередь, часто используют автомобили, не удовлетворяющие требованиям к машинам такси.
Сегодня в Киеве действуют около тысячи информационно-диспетчерских служб, утверждает сопредседатель общественной организации "Такси столицы" Денис Садоха. Их схему работы он описывает так: "Службы заключают договоры с физическими лицами, которые имеют автомобили, на передачу информации. За это они берут 10% с каждого заказа". При этом водитель такси чаще всего не является частным предпринимателем. Насколько такое сотрудничество законно — спорный вопрос: службы оказывают услуги по передаче информации о перевозках на такси обыкновенным физическим лицам. Если физлицо занимается предпринимательской деятельностью, но не платит налоги — это уже нелегальный перевозчик, отмечает Денис Садоха.
Решить проблему нелегального извоза, по мнению авторов законопроекта, может введение (вместо действующих сегодня лицензий) разрешений на работу в пределах одного населенного пункта. Это касается как физических лиц — водителей, так и компаний — диспетчерских служб. Чтобы получить разрешения, кандидаты и их авто должны соответствовать критериям. В частности, иметь таксометры и опознавательную символику. Пассажиру должна быть представлена тарифная сетка с указанием стоимости извоза.
Плата за разрешение
Споры вызывает новшество, касающееся стоимости получения разрешений как для водителей-таксистов, так и для информационно-диспетчерских служб. Законопроектом предлагается постепенное ее увеличение в 50 раз: с 1218 грн. на момент принятия закона до 60 900 грн. через два года в Киеве и 30 450 грн. в крупных городах. Плата за выдачу разрешения на осуществление деятельности диспетчерской службы в момент принятия закона — 6090 грн., через год — 60 900 грн. в Киеве и 54 810 грн. в других крупных городах.
"Повышение стоимости разрешительного документа позволит монополизировать рынок", — утверждает Денис Садоха. Предприниматели, приближенные к Министерству инфраструктуры, скупят в первый год все разрешения". Так, диспетчерская служба может заключать договоры с неограниченным числом перевозчиков, водитель же может сотрудничать только с одной службой.
По словам главы Ассоциации профсоюзов автотранспортников Андрея Корчинского, сегодня в Украине на едином налоге работают около 30 000 перевозчиков. Они имеют лицензии и обеспечивают поступления в бюджет. Если будет введена система разрешений, предусмотренная законопроектом, поступления могут прекратиться.
Контроль соблюдения законодательства в сфере перевозок возлагается на Государственную инспекцию по безопасности на наземном транспорте. В случае нарушения законодательства предусмотрены штрафы: от 20 до 100 необлагаемых минимумов для перевозчиков и 1000 — для служб.
Что касается пассажиров, то они по-прежнему не смогут защитить себя от возможных злоупотреблений, потому что документ не предусматривает введения чеков за услуги такси. Вместе с тем проезд подорожает, ведь стоимость получения новой разрешительной документации наверняка будет переложена на плечи пассажиров.
Ирина Гамалий, Фокус