Школа путешественников. Как сделать бизнес на организации индивидуальных туристических поездок
Бывалые путешественники открывают сервисы по планированию бюджетных поездок, помогая украинцам самостоятельно изучать мир
Киевляне Александр Марчук и Вера Громова не успели спланировать летний отпуск заранее, поэтому намеревались провести его традиционно — в Крыму. Но за две недели до поездки отказались от этих планов. Причина — программа путешествия в Прибалтику, на которую Александр случайно наткнулся в интернете. Она включала в себя посещение Вильнюса, Риги, Таллина и Тракая. Планирование такого вояжа с учетом пожеланий туристов, помощью в бронировании авиабилетов и гостиничных номеров, а также организацией транспортных переездов стоило 750 грн. на двоих. А сама поездка обошлась бы путешественникам в 270 евро на человека.
Поехать в самостоятельное путешествие гораздо увлекательнее, чем в экскурсионный тур или на пляжи Крыма, рассудили молодые люди. Но и рисков гораздо больше, ведь рассчитывать в незнакомой стране придется только на себя. "До отпуска оставалось мало времени, но мы решили попробовать", — вспоминает Александр. Он связался с владелицей мастерской бюджетных путешествий TheTrip Татьяной Абрамовой. С ее помощью забронировал авиабилеты и номера в отелях. На следующий день начинающие путешественники отнесли документы в визовый центр, а через десять дней забрали паспорта с визами. Отпуском в Прибалтике пара осталась довольна. "Не было никаких неприятных сюрпризов, — вспоминает Александр. — При планировании мы обсуждали маршрут, учитывали количество времени, которое желали провести в каждом городе". Следующую поездку молодые люди хотели бы спланировать уже самостоятельно, ведь теперь Александр и Вера знают, как это лучше сделать.
Все больше украинцев стремятся к самостоятельным путешествиям, но им не хватает знаний, уверенности и времени на организацию поездки. В помощь им открываются сервисы по планированию бюджетных поездок. Собственники сервисов оценивают рентабельность своего бизнеса в 30% и утверждают, что проблемы с получением виз — это миф.
Сами с усами
Увеличение числа самостоятельных путешественников — мировая тенденция, которая становится актуальной и для Украины. По данным Всемирной туристической организации, каждый третий турист в мире, путешествующий за рубеж, не пользуется услугами туроператоров. "Из Украины самостоятельно выезжает каждый десятый турист", — утверждает Александр Новинский, президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины.
Но, чтобы спланировать поездку, нужно потратить время и силы на поиск подходящего жилья, недорогих авиабилетов, продумывание логистики. Эту хлопотную часть работы взяли на себя сервисы по организации бюджетных поездок. Первая такая компания, Makemytrip, открылась в кризисном 2008 году. "Идея сервиса возникла закономерно, в ответ на потребности рынка, — утверждает руководитель компании Юлия Шкурко. — Мы долго и много ездили сами, рассказывали о своих путешествиях, проводили семинары, а потом начали планировать их для других". По ее словам, цель проекта — научить людей путешествовать, не переплачивая за картинки туристических буклетов, преодолевать не только визовые, но и психологические барьеры восприятия.
Сегодня услуги по планированию самостоятельных поездок оказывают несколько компаний, среди которых — Free Travel, Travel Buddies, многочисленные небольшие сервисы и частные лица, которые много путешествовали и могут поделиться опытом. По словам Надежды Патрухиной, владелицы сервиса TravelYourWay, для старта в июле 2013 года ей понадобилось около $2000, которые были потрачены на создание сайта. "Информации в интернете много, наши сообщения "теряются" на третьей-четвертой странице Google, поэтому очень важна раскрутка сайта", — рассказывает она. Однако основные инвестиции в подобный проект — это знания и навыки организации.
Донести до клиентов суть и принципы работы сервисов — самая большая трудность, с которой столкнулись их владельцы. "Достаточно непросто объяснить, что мы не занимаемся получением виз и ничего самостоятельно не бронируем, только советуем", — рассказывает Татьяна Абрамова. Она даже не имеет права заниматься такой работой: Татьяна зарегистрировала СПД, указав в разрешенных видах деятельности "помощь в планировании и организации путешествий".
К поездке готов
Принцип работы организационных сервисов прост. "Клиент либо выбирает на сайте готовую программу, либо говорит, куда бы он хотел поехать, — рассказывает Татьяна Абрамова. Основные критерии планирования — бюджет поездки, страна и пожелания". На стоимость путешествия максимально влияет цена авиабилета, поэтому идеальный вариант — если клиент будет обращаться в сервис за полгода или хотя бы несколько месяцев до планируемого вылета. С этим тоже возникают трудности: в отличие от европейцев, украинцы предпочитают спонтанность и звонят за месяц, а то и две-три недели до отпуска. Есть нюансы и в выборе жилья: в Европе дорогой транспорт, поэтому иногда лучше заплатить больше за гостиницу, расположенную ближе к центру, но экономить на переездах. Татьяна много путешествовала по Европе, поэтому TheTrip специализируется на этом направлении. "Не могу советовать людям то, чего не видела своими глазами", — говорит она. Если клиента интересуют другие аспекты, она привлекает менеджеров, которые работают как фрилансеры и получают треть от стоимости услуг сервиса. Организация путешествия на двоих в Европу обойдется в 750 грн. В месяц, по словам Татьяны, она планирует до двенадцати поездок.
Компания Makemytrip, которая на рынке более пяти лет, берется за любые направления. Конструкторы путешествий работают над проектом из разных стран также как фрилансеры. "В зависимости от сложности маршрута на его организацию уходит от нескольких дней до нескольких месяцев", — рассказывает Юлия Шутко. В месяц сервис может организовывать около ста поездок. Полное планирование путешествия в паре по странам Европы будет стоить около 600 грн. с человека. По странам Азии, Африки, Северной и Центральной Америки и Австралии — 700–750 грн. с человека. В 2013 году путешествия, организованные Makemytrip, обходились клиенту в 459 евро за 10 дней отдыха на Канарских островах и в 574 евро за десять дней активного путешествия по Италии на одного туриста.
Несмотря на рост популярности самостоятельных поездок, туроператоры не отмечают сокращения числа организованных туристов. И предлагают свою альтернативу — подготовку индивидуального тура. "Таким видом деятельности могут заниматься как туроператоры (2500 на рынке) так и турагенты (около 6000)", — говорит Александр Новинский. Сегодня соотношение индивидуальных и массовых туристов в лучшем случае 1 к 20, так что заниматься исключительно индивидуальным туризмом очень рискованно.
Помощь туристу
Эффективные интернет-сервисы для путешественников
TripAdvisor — крупнейшая база живых отзывов
Международная база экспертных и пользовательских отзывов о туристических маршрутах, достопримечательностях, направлениях, гостиницах, ресторанах почти во всех городах мира.
ApartmentsApart — крупнейшая база квартир в Европе
Самая большая база съемных квартир и особняков. На сегодня в ней более 4000 объектов, к каждому из которых прилагаются схема планировки, фото и отзывы постояльцев.
DontForgetYourToothBrush — перечень необходимых в дороге вещей
Сервис рекомендует список покупок в дорогу. Перечень формируется на основе ответов туриста на вопросы о его возрасте, поле, маршруте путешествия, транспорте, отелях и т. д. Помощник будет напоминать, чтобы все необходимое было куплено вовремя.
TripIt — вся дорожная бухгалтерия в одном файле
Сервис позволяет хранить билеты, электронные чеки, резервации, полисы, сканы документов в одном "облаке". Для этого необходимо переслать нужные письма на свой адрес в системе TripIt, где данные автоматически сортируются и выводятся на один экран.
Kayak — самые выгодные предложения для путешественников
Сервис для поиска туристических предложений, покупки авиабилетов, бронирования отелей и аренды автомобилей. За восемь лет Kayak научился обрабатывать сотни сайтов туристических фирм и авиакомпаний по всему миру и выбирать для клиентов самые выгодные предложения.
Ирина Гамалий, Фокус