Разделы
Материалы

Сладкое дело. Как отказаться от работы по найму и открыть свой бизнес

Поиски любимого дела помогли Нике Досаевой открыть единственную в Киеве мини-пекарню, которая специализируется на маффинах

Ника Досаева не считает себя гурманом и никогда не увлекалась кулинарией. 27-летняя уроженка Запорожья получила образование финансиста и, переехав в Киев, десять лет трудилась в крупных компаниях на разных должностях. Работа дала ей опыт, полезные знакомства и уверенность в том, что пришло время что-то менять. "Каждое утро начиналось с того, что я не хотела идти в офис, — делится она. — Я понимала, что есть два варианта: менять шило на мыло либо искать что-то новое". Так поиски любимого дела привели ее из шумного офиса на уютную домашнюю кухню. Ника решила открыть мини-пекарню по производству маффинов.

История этих миниатюрных сладостей запутанна. В XVIII веке в Великобритании так называлась сдоба, которую пекли слуги из обрезков теста, оставшихся после приготовления выпечки для господ. Со временем маффины завоевали место на столах англичан всех чинов и сословий. В XX веке эта выпечка перекочевала за океан и так полюбилась американцам, что сегодня уже мало кто помнит о ее английских корнях. Во время финансового кризиса, когда покупатели стремились экономить, миниатюрная сдоба — маффины и мини-торты — капкейки — пережили новый пик популярности. В последние годы мода на них докатилась до Украины.

Изучив классические рецепты и дополнив их собственными вариациями, Ника Досаева решила внести свою лепту в этот тренд. Сегодня выпечку ее пекарни, которая специализируется только на маффинах, покупают частные клиенты, рестораны и кофейни. Рентабельность этого бизнеса составляет 40–50%.

Бизнес на кухне
В мае 2013 года Ника Досаева превратила в мини-пекарню собственную кухню. Для старта ей понадобилось около 20 000 грн., которые были потрачены на покупку печки, кухонной утвари и продуктов. Если с поиском духовки для мини-пекарни проблем не возникло, то найти подходящую упаковку оказалось делом непростым. "Я хотела высокую коробку, в которую бы помещались украшения или свечи, — рассказывает она. — Когда нашла подходящего производителя, пришлось заказать сразу полторы тысячи упаковок".

Следующим шагом было создание страницы пекарни в Facebook и рекламы на этом ресурсе. Первое время заказы поступали редко — один-два звонка в неделю. Ситуация изменилась после участия MyMuffin в нескольких мероприятиях — Дне открытых ресторанов и Свадебном экспромте. О пекарне узнали, число заказов стало стремительно расти. Ника не была готова к такому повороту событий. "Через два месяца после старта моя кухня превратилась в "маффинодом": она была заставлена коробками, формами, готовыми маффинами", — вспоминает хозяйка MyMuffin. Ее рабочий день начинался в семь часов утра и заканчивался далеко за полночь. Пришлось задуматься о помощнике и переехать в новое помещение. И если с помещением все решилось быстро, то с подбором персонала оказалось сложнее: профессионализм нанятой сотрудницы оставлял желать лучшего. Со второго раза повезло больше: девушкой, которая сейчас работает в пекарне, Ника довольна. "Она мне помогает три раза в неделю, печет заказы для заведений, а я — для частных клиентов", — рассказывает бизнес-леди.

Женская аудитория
Сегодня на рестораны и кафе приходится 70% всех заказов кондитерской. Поначалу заведения неохотно шли на сотрудничество, так как пекарня располагалась на домашней кухне. Но после того как MyMuffin переехал в отдельное помещение, договариваться стало проще. Выпечку MyMuffin можно купить в кафе "Друзі", кофейном доме "Лондон", кофейне Skyberry и Smart cafe Bibliotech.
Хватает у мини-пекарни и частных клиентов — преимущественно девушек, которые хотят сделать подарок друзьям или заказать домашнюю выпечку для себя. Бывали и забавные случаи: "Одна клиентка хотела сделать предложение своему молодому человеку с помощью выпечки, положив записку в один из маффинов, но в последний момент передумала", — рассказывает Ника. Приготовление сладостей занимает менее часа: 20—25 минут замешивается тесто, и столько же готовится выпечка. Продукты для маффинов Ника раньше покупала в супермаркетах и на рынках, сейчас работает с прямыми поставщиками.

Бизнес стартовал с пяти видов этой выпечки, сейчас в ассортименте пекарни их уже восемь. Среди них — маффин-чизкейк, который можно делать с любой начинкой: клубникой, персиком, голубикой, вишней, нектарином. А также два соленых маффина —
с моцареллой, базиликом, вялеными томатами и с полентой, крем-сыром и домашним соусом песто. Владелица пекарни берет рецепты из американских кулинарных книг и придумывает сама.

Организовать работу
Заказы клиентам она привозит лично. Своей главной задачей бизнес-леди считает правильную организацию рабочего процесса, чтобы хватало времени на отдых и поиск новых идей. "На этой неделе у меня шесть заказов, много. Но когда ты видишь, что клиент доволен, это вдохновляет", —
рассказывает она.

На мини-выпечке сегодня специализируются несколько пекарен, среди которых FoodMood, Cheesecake.com.uа. Кондитерская Cupcake Studio кроме капкейков, на которые приходится половина всех заказов, предлагает клиентам свадебные торты и праздничное печенье. По словам ее основателя Ивана Болонихина, каждую неделю кондитерская выполняет от пяти до двадцати заказов. Стоимость одного капкейка — 20 грн., минимальный заказ —12 штук. Цена одного маффина от MyMuffin — 16 грн. Минимальное их количество в заказе — четыре выпечки. Месячный оборот MyMuffin составляет в среднем 25 000–30 000 грн. В планах Ники Досаевой — открытие собственной кофейни. "Такой проект требует больших затрат, чем пекарня, но я готова к трудностям", — говорит она.

Ирина Гамалий, Фокус