Разделы
Материалы

Рискованная игра ЕЦБ: немецкий эксперт прокомментировал рекордное снижение ключевого финансового показателя еврозоны

Марио Драги снизил процентную ставку до небывалого уровня, чтобы поддержать экономику еврозоны и предотвратить дефляцию. Однако страх перед ней надуманный, считает Рольф Венкель.

Базовая процентная ставка для 17 стран еврозоны опустилась до небывало низкого уровня. Совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ), продолжая борьбу с долговым кризисом и его последствиями, снизил ее 8 ноября до 0,25 процента. Таким образом, предыдущий исторический минимум в 0,5 процента продержался всего полгода - он был установлен в мае этого года.

Пугающий пример Японии

Нынешнее решение не стало совсем уж неожиданным. Сообщение о том, что темпы инфляции в еврозоне, составлявшие в сентябре 1,1 процента, в октябре упали сразу до 0,7 процента, наделало немало шума. Многие наблюдатели с тревогой заговорили о надвигающейся дефляции, и все сразу вспомнили Японию. Этой мощной индустриальной державе понадобилось целое десятилетие, чтобы вырваться из разрушительного водоворота падающих цен и возобновить экономический рост.

Казалось бы, для потребителей нет ничего плохого в том, что предприятиям, столкнувшимся с низким спросом на свои товары или услуги, приходится снижать цены на них. Однако если удешевление становится повсеместным явлением, то экономически активные субъекты начинают откладывать любые серьезные покупки в надежде со временем получить желаемое на еще более выгодных условиях.

Подобное выжидание может иметь для экономики фатальные последствия. Ведь оно ведет не только к сокращению индивидуального потребления и обвалу внутреннего рынка. Столкнувшись с падающими продажами и сокращением выручки, предприятия начинают увольнять сотрудников и откладывать инвестиционные решения.

Дополнительный импульс экономике?

Так что падающие цены влекут за собой снижение производства, оно оборачивается ростом безработицы, из-за которой цены продолжают дальше падать. Как только такая спираль начинает раскручиваться, остановить ее уже крайне трудно.

Видимо, именно поэтому ЕЦБ и прибег к классическому инструменту денежной политики и наполовину сократил и без того уже очень низкую базовую процентную ставку. Но вот даст ли такое снижение дополнительный импульс экономике еврозоны, это уже совсем другой вопрос.

Немецкая пословица гласит, что можно привести лошадей на водопой, но пить они должны сами. Иными словами: предприятия вкладывают деньги в расширение производства не потому, что подвернулся случай получить очень выгодный кредит, а потому, что ожидают растущего спроса на свою продукцию. Но пока увеличение спроса идет очень медленно, о чем, в частности, свидетельствует новейший прогноз экономического развития еврозоны, представленный Европейской Комиссией.

Политику дешевых денег надо будет прекращать

Но почему уровень инфляции в еврозоне сейчас столь низкий? Ведь проводимая ЕЦБ и другими центральными банками уже не первый год политика дешевых и сверхдешевых денег, казалось бы, должна привести к всплеску инфляции, и значительная часть экспертов видит основную маркоэкономическую опасность именно в таком сценарии.

На самом деле практически нулевые процентные ставки и широкомасштабное закачивание ликвидности в экономику вовсе не исключают весьма умеренной инфляции. Но только на протяжении относительно короткого отрезка времени. В перспективе такая денежная политика может породить гигантские мыльные пузыри.

Вспомним: после терактов 11 сентября 2011 года Федеральная резервная система США (ФРС) запустила печатный станок, чтобы уберечь американскую экономику от рецессии. В результате надулся мыльный пузырь на рынке недвижимости, который лопнул примерно через 8 лет. К чему все это привело, мы прекрасно помним: мировая экономика до сих пор толком не оправилась от того кризиса.

Так что политику дешевых денег со временем надо будет прекращать, ЕЦБ не должен безоговорочно следовать за ФРС. Ведь в перспективе нам в еврозоне придется бороться не с дефляцией, а, скорее всего, с новыми мыльными пузырями.

Рольф Венкель, экономический обозреватель DW

Источник: Русская служба DW