В "финансовой экономике" (или "монетарно-мотивированной экономике") рынок капитала ощутимо больше ВВП, и он направляет финансы не только в инвестиции, но и в гигантские спекулятивные пузыри, рассуждает в Business Insider знаменитый швейцарский инвестор Марк Фабер, который точно предугадал ситуацию на рынках в 2011-2012, а также количественное смягчение в США.
Как отмечает экономист, пузыри случаются и в "реальной экономике", однако они бывают редко и из-за малого размера не приносят значительного вреда экономике, чего не скажешь о пузырях в "финансовой экономике".
Кроме того, продолжает мысль инвестор, каждый инвестиционный пузырь дает и положительный эффект: резкое ускорение темпов роста, увеличение производственных мощностей, падение цен и доступность некогда дорогих товаров и услуг для большинства потребителей.
"Так, например, в XIX веке бум строительства железных дорог и каналов привел к снижению цен на транспорт, что оказало чрезвычайно позитивный эффект на экономику. Инновационный бум в 1920-х и 1990-х стимулировал увеличение производственных мощностей и повышение производительности труда, что в свою очередь привело к снижению цен на такие новые товары, как персональные компьютеры, мобильные телефоны, сервера и т. д. Таким образом, бумы капиталовложений, которые неизбежно ведут к небольшим или крупным инвестиционным катаклизмам, необходимы и являются важной частью капиталистической системы", - поясняет экономист.
Он добавляет, что в то же время только в "реальной экономике" (с небольшим рынком капитала) пузыри можно ограничивать доступом к сбережениям и кредитам; в то время как в "финансовой экономике" (с непропорционально огромным рынком капитала по сравнению с размером экономики) безлимитный доступ к кредитам провоцирует спекулятивные пузыри, которые не поддаются контролю.
Автор полагает, что истинными причинами ссудно-сберегательного кризиса (S&L) в начале 1990-х, финансового кризиса в Мексике в 1994, азиатского кризиса в 1998, и нынешней экономической стагнации были свободная монетарная политика и излишнее кредитование.
"Таким образом, Карл Маркс был прав, когда говорил, что кризисы будут более разрушительными по мере развития капитализма. Окончательный коллапс произойдет во время одного из кризисов, который будет таким крупномасштабным и разрушительным, что уничтожит структуру всего капиталистического общества", - резюмирует автор.