Рыночная эйфория и растущий спрос на европейский банковский долг могут закончиться, если Евросоюз будет добиваться ускоренного введения правил, допускающих набеги на средства кредиторов и крупных вкладчиков банков в кипрском стиле, пишет Reuters.
По требованию Германии закон ЕС, допускающий использование средств кредиторов и вкладчиков для спасения банков, может вступить в силу уже в январе 2015 года, на три года раньше, чем было запланировано, и ударит по банкам, уязвимым после стресс-тестов Европейского Центробанка, которые состоятся в следующем году.
Более ранние сроки применения закона получили одобрение ЕЦБ, которому не нравится чрезмерная зависимость банков от его поддержки. На этой неделе Йенс Вайдманн, президент немецкого Бундесбанка, стал очередным регулятором, присоединившимся к хору голосов "за".
Инвесторы покупают облигации банков, чтобы компенсировать вялый инвестиционный доход в эру рекордно низких процентных ставок. Настроение рынков улучшилось настолько, что хедж-фонды и другие инвесторы готовы даже инвестировать в Грецию.
Так называемый "bail-in" - вовлечение средств кредиторов и вкладчиков в спасение банка - может оживить худшие воспоминания о долговом кризисе и стать самым серьезным потрясением для валютного блока с тех пор, как в процессе спасения Кипра был нарушен запрет на перекладывание убытков банков на крупных вкладчиков.
"Жизнерадостность вернулась, - сказал Джейкоб Киркегаард из Peterson Institute For International Economics. - Но рынок не будет таким долго. Ситуация остается очень, очень неустойчивой".
Перспектива принятия нового закона не приглушила аппетит к покупке банковских облигаций. С начала прошлого года испанские банки продали необеспеченные облигации на 22 миллиарда евро ($29,5 миллиарда). Это также не заставило крупных вкладчиков перевести свои деньги в безопасные активы.
"Рынок может предполагать, что это не будет вовлечением, что когда дела пойдут плохо, правительство и ЕЦБ уступят, - сказал Киркегаард. - Его ждет горькое разочарование".
Возможность перекладывать убытки на кредиторов - самая деликатная часть банковского союза. Германия хочет ускоренного введения в действие нового закона в обмен на полную поддержку проекта о надзоре и поддержке банков в еврозоне.
"Я надеюсь, что серьезные инвесторы знают, во что инвестируют, - сказал Гуннар Хокмарк, член Европарламента, играющий центральную роль в разработке нового закона. - Все будут рассматриваться как способные к вовлечению. Вкладчики, в конце концов, способны к вовлечению. Если кто-то удивлен этим, значит они далеки от обсуждения довольно долгое время".
"Нюхая клей"
На кону многое. Банки в 17 странах еврозоны имеют необеспеченные облигации на 860 миллиардов евро, при этом на долю немецких банков приходится почти 200 миллиардов, по данным Thomson Reuters.
Банки Испании и Ирландии продают облигации на миллиарды евро - за последний год ирландские банки выпустили облигации почти на 750 миллионов евро - несмотря на неуверенность в отношении их реального состояния.
Энтузиазму инвесторов не помешали воспоминания о банковских проблемах, заставивших обе страны просить об экстренной международной помощи.
Эти инвесторы будут первыми в очереди за убытками, если проблемы останутся нерешенными. И все же стоимость продажи таких долгов для банков падает до уровней, не наблюдавшихся с 2010 года.
"Если посмотреть на определение стоимости банковского риска в еврозоне, то понятно, что рынки нюхают клей", - сказал Уиллем Битер из Citi.
Цена кредитного дефолтного свопа для банков - формы страхования для покрытия риска невыплаты долга - составляет примерно треть уровня, зафиксированного на пике кризиса в 2011 году.
Под угрозой не только держатели облигаций. Вкладчики, имеющие более 100.000 евро на счету в банке, который закрыт или находится в процессе реструктуризации, также рискуют потерять деньги. Но и вкладчики настолько жизнерадостны, что не побеспокоились перевести свои деньги в безопасную страну, например, Германию.
Объем вкладов в таких странах, как Греция, остается стабильным, согласно данным ЕЦБ, всего лишь через несколько месяцев после того, как на соседнем Кипре был введен контроль за капиталом.
Вкладчики в Словении, где от правительства требуют помочь банкам, ослабленным годами безрассудного кредитования, тоже спокойны. После ситуации на Кипре объем вкладов немного снизился, но теперь снова стабилен.
Агентство Fitch оценивает спасение словенских банков в 4,6 миллиарда евро - возможно это слишком много, чтобы страна могла справится с этим самостоятельно, без международной помощи или других радикальных мер.
"Депозиты в таких странах, как Греция или Словения, нерационально рискованные, - сказал Битер из Citi. - Многие правительства еврозоны имеют пустые карманы или потенциально не способны в дальнейшем помочь своим банкам без вовлечения кредиторов".
Размер банковских обязательств давно превосходит способность правительств помочь им.
Данные ЕЦБ показывают, что банки еврозоны выпустили внутренние займы на сумму более 3,8 триллиона евро - это более трети экономики блока и в полтора раза больше немецкой экономики.
Это объясняет, почему Германия, крупнейшая экономика еврозоны и страна, которая вероятнее всего будет призвана взять на себя бремя расходов по решению банковских проблем, хочет быстрого введения суровых правил.
На прошлой неделе ЕЦБ выступил в защиту ускоренного введения в действие закона о вовлечении кредиторов, отбросив опасения о том, что это обострит проблемы финансирования для банков. Приближение этой даты даст инвесторам уверенность, заявил он.
"Рынки самоуспокоились и думают, что европейский кризис завершился, - сказал Гарри Шинази, бывший представитель Международного валютного фонда, который теперь консультирует правительства. - Но банковская система в Европе пока уязвима. Никто на самом деле не знает, насколько она плоха".