Разделы
Материалы

Стабфонд на черный день: Фокус выяснял, есть ли у украинцев неприкосновенный запас

Правительство Украины на своем внеочередном заседании определило, кто и когда будет получать средства из стабилизационного фонда страны, созданного для защиты экономики от последствий мирового финансового кризиса

Помощь получат компании, которые не могут погасить свои обязательства перед иностранными кредиторами, сообщил представитель президента в Кабмине Александр Шлапак. Напомним, что внешний долг украинских банков и компаний составляет примерно $90 млрд.

Традиционно стабилизационный фонд государство формирует в период экономической стабильности с тем, чтобы использовать накопленные средства в кризисные времена. Например, зависящая от цен на нефть Венесуэла еще в 1998 году создала фонд макроэкономической стабилизации. Чили накапливает в резервном фонде излишки поступлений от экспорта меди с 1986 года. Однако Украина решила создать свой фонд, когда благоприятная конъюнктура для товаров отечественного экспорта осталась в прошлом. А значит, общепринятые в мире источники его наполнения будут для Украины неприемлемы. Поэтому правительство намерено формировать его за счет поступлений от приватизации госпредприятий и размещения государственных ценных бумаг. Но в условиях кризиса активы, в том числе и государственные, могут быть проданы только по весьма заниженной цене.

В России к октябрю 2008 года было накоплено $194 млрд., но сейчас стабилизационный фонд начал стремительно таять. $16 млрд. будут потрачены на спасение банковской системы, еще на $6 млрд. государство купит акции крупнейших компаний. Это при том, что российский стабилизационный фонд был создан летом 2006 года и наполнялся за счет высоких цен на нефть.

Фокус решил поинтересоваться, есть ли у украинцев личный неприкосновенный запас и начинают ли они его использовать.

Олег Рыбачук,  директор Евроатлантического университета Олег Рыбачук, директор Евроатлантического университета
Конечно же, у меня есть сбережения. Но свой неприкосновенный запас я пока не трогаю – если сейчас буду перекладывать деньги со счёта, где они лежат, куда-нибудь под матрас, я только потеряю.
Евгений Блиндер, организатор игрового проекта Quest в Киеве
Сбережения в пару тысяч в любой валюте абсолютно не спасут при серьёзном кризисе. А падение гривны – это не кризис!
Андрей Кузьменко, лидер группы «Скрябин» Андрей Кузьменко, лидер группы «Скрябин»
Только у дураков нет такого фонда дома в надёжно спрятанных трёхлитровых банках.
Егор Соболев, координатор бюро журналистских расследований «Свідомо» Егор Соболев, координатор бюро журналистских расследований «Свідомо»
Моё финансовое положение очень похоже на состояние украинского бизнеса и экономики. У меня есть большие кредиты в иностранной валюте и небольшие сбережения в гривне, которые, кроме всего прочего, ещё и заморожены в одном из украинских банков. Соответственно у меня нет никакого стабилизационного фонда, потому что на данный момент я задолжал больше, чем сэкономил. И теперь буду пытаться больше заработать и постараюсь меньше тратить.
Антон Лирник, резидент Comedy Club UA Антон Лирник, резидент Comedy Club UA
Я надеюсь, что всё будет в порядке, и никаких мер по борьбе с кризисом не предпринимаю.
Анна Герман, народный депутат (ПР) Анна Герман, народный депутат (ПР)
У меня одни кредиты. Недавно я взяла кредит под залог своей квартиры, чтобы купить кусочек земли для дачи. И сбережений на чёрный день нет, поскольку не было возможности откладывать деньги. Когда-то была такая возможность, теперь её нет.
Сергей Власенко, адвокат Сергей Власенко, адвокат
У меня есть накопления, но использовать их пока рано. Каждый планирует свой бюджет исходя из своих доходов и затрат. И если у кого-то есть возможность создавать стабилизационные фонды, значит, пусть создаёт.
Валерий Харчишин, лидер группы «Друга Рiка» Валерий Харчишин, лидер группы «Друга Рiка»
Никогда не думал о чёрном дне, поэтому все свои деньги инвестировал в разные мероприятия. И стабилизационного фонда у меня нет. В случае чего, буду одалживать у друзей.