Разделы
Материалы

Как в Киеве открылась первая гостиница для цветов

Агроном открыла первую в Киеве гостиницу для цветов, в которой можно оставить зеленых питомцев на время командировки или отпуска

Алина Илющенко проводит свои рабочие дни в цветочной оранжерее, где при оптимальной температуре и влажности находят временный приют зеленые постояльцы. Драцены, фикусы и орхидеи стоят на полках, расположенных на разной высоте, в зависимости от потребности в освещении. Алина выхаживает увядающие растения и присматривает за здоровыми, которые их владельцы привозят ей на время отпусков и командировок. "Я всегда любила копаться в земле, поливать, удобрять, — рассказывает 33-летняя киевлянка. — Поэтому выбрала профессию агронома". Но, закончив в 2005 году Челябинскую агроинженерную академию, выпускница не смогла найти работу по специальности и занялась тем, что любила, — флористикой и ландшафтным дизайном. Клиенты иногда обращались к ней за советом, как ухаживать за редкими или просто любимыми растениями, и она помогала им с радостью — цветоводство было ближе к профессии, которую она получила в вузе. Постепенно таких клиентов становилось все больше. Иногда люди просили присмотреть за их зелеными питомцами, пока они путешествовали или уезжали по делам. Увидев, что на такие услуги есть спрос, Алина задумалась об открытии отеля для цветов. Ниша оказалась свободной — услуги по уходу за растениями и их реабилитации предлагают как дополнительные несколько компаний, торгующих цветами. Но нет отдельного сервиса, который бы специализировался только на этом.

"Цветочный дом" открылся два года назад. Сегодня в числе клиентов сервиса не только цветоводы-любители, но и компании и рестораны. Рентабельность этого бизнеса составляет 15%.

Зеленый старт
У Алины не было стартового капитала, поэтому гостиницу для растений она открывала вместе со своим знакомым, зарегистрировав СПД весной 2011 года. По ее словам, при большом энтузиазме стартовать можно с 10 000 грн. Эти деньги Илющенко советует потратить на создание сайта и рекламу. Обязательное условие — начинающий "отельер" должен разбираться в растениеводстве. Если нет возможности арендовать помещение, можно организовать небольшую оранжерею на дому. "Цветочный дом" располагается в двух оранжереях — в собственном помещении в Киеве и арендованном в Буче. В киевском приюте для растений созданы все условия, но оно выглядит непрезентабельно, поэтому офис Алина организовала в Буче. Аренда помещения под оранжерею в Киеве обойдется в 350 грн. за кв. м в месяц.

Первыми клиентами "Цветочного дома" были люди, с которыми Алина сотрудничала, работая декоратором. Но основной поток клиентов пришел из интернета после запуска рекламы в Google и Facebook. "Реклама увеличивает число клиентов на 40%, — говорит бизнес-леди. — Мы даем рекламу два-три раза в год". В остальное время приходят либо постоянные клиенты, либо их друзья и знакомые.

Честность — гарантия того, что человек обратится в сервис еще раз, уверена предпринимательница. "Иногда я вижу, что растение погибнет в любом случае. Если не сейчас, то через два месяца, — рассказывает она. — Лучше сразу об этом сказать и не браться за работу".
Самый популярный постоялец "Цветоч­ного дома" — драцена. Иногда люди просят помощи в уходе за экзотами — хищными растениями или редкими видами орхидей. Своего клиента Алина характеризует как человека, который любит цветы, его профессия и материальное состояние значения не имеют. Кстати, мужчины интересуются услугами сервиса так же часто, как и женщины.

Разные клиенты
Помимо приема в гостиницу "Цветочный дом" предлагает услуги по уходу за растениями, озеленению помещений, ландшафт­ному дизайну и садоводству. Именно они приносят основной доход компании. Консультации, уход за растениями и их реабилитация больше интересуют частных клиентов. "Иногда люди используют цветы как элемент интерьера, но условия квартиры для этого не подходят, и растения болеют", — рассказывает Алина. В этом случае цветовод стимулирует рост растения. Если это не помогает, предлагает хозяину обменять его на другое, которое может расти в этом помещении, а оставленное себе продает или делает украшением отеля.

Другая востребованная услуга — обслуживание растений. Сотрудник "Цветочного дома" приходит к клиенту регулярно, один или два раза в неделю, поливает, удобряет, протирает листья и рыхлит землю.

Но чаще всего клиенты компании интересуются озеленением офисов. Цветовод подбирает растения под условия конкретного помещения с учетом пожеланий заказчиков. Как правило, "Цветочный дом" продолжает обслуживать офисы и после озеленения. Бывают и курьезные случаи. "Как-то позвонили из туристической компании, с которой мы работали, сказали, что от пальмы исходит ужасный запах", — вспоминает Алина. Приехав, она обнаружила, что уборщица поливала искусственную пальму, и субстанция, в которой находился декор, стала гнить.

Озеленение офиса обойдется клиенту в 1000–1500 грн. В цену входит планировка размещения растений, их подбор и составление таблиц по уходу. Приезд цветовода для ухода за домашними растениями стоит от 250 до 500 грн. в зависимости от их количества. Неделя пребывания вазона в гостинице — 10–15 грн. Сегодня "Цветочный дом" регулярно обслуживает 27 клиентов, 19 из которых — частные лица.

Зарубежный опыт
Если в Украине гостиницы для цветов пока в новинку, то за рубежом таким сервисом никого не удивишь. Так, житель Варшавы Вальдемар Козловски работает программистом и уже девять лет содержит отель для растений, для которого выделил две комнаты в своей квартире. "Некоторые люди привязываются к своей пальме или фикусу, как к домашнему животному, они хотят, чтобы за ними ухаживали", — говорит он. Цветовод-любитель признается, что "зеленый отель" для него больше хобби, чем заработок. Он не рассказывает о том, как ухаживать за цветами, и не занимается их реабилитацией. Больше всего клиентов у него летом и зимой, когда люди уезжают в отпуска.

Украинцы, по словам Алины Илющенко, услуги по уходу за растениями заказывают круглый год, а озеленением офисов интересуются больше осенью. Если "Цветочный дом" устанавливает цену за "проживание" одного растения, то его польский аналог — в зависимости от занимаемого вазоном места. Квадратный метр обходится владельцу растения в 35 злотых (90 грн.). В планах Алины — развитие сервиса и переезд оранжереи из арендуемого помещения в собственное. Для этого нужно закончить ремонт и организовать новый офис. В отличие от коллеги-поляка, владелица "Цветочного дома" уверена, что отель для цветов может быть больше бизнесом, чем просто хобби.

Бесценная красота
Самые дорогие и редкие цветы в мире

Орхидея Shenzhen Nongke
Цена – около $200 000
Цветок буквально сделан человеческими руками. Чтобы его создать, исследователям понадобилось восемь лет. А чтобы расцвести, этой орхидее требуется около 5 лет.

Цветок Kadupul, или "Королева ночи"
Цена не установлена
Цветок не имеет цены не только потому, что очень редок. Он не продается ни в одном цветочном магазине, так как его невозможно срезать, не повредив. Он цветет только ночью и умирает до рассвета.

Орхидея "Золото Кинабалу"
Цена – $6000 за штуку
Единственное место, где растет, — Национальный парк Кинабалу в Малайзии. Уход за растением долгий и кропотливый, цветет только в апреле-мае, при этом орхидея может не цвести годами.

Ирина Гамалий, Фокус