Разделы
Материалы

8 самых значимых событий для украинской экономики в 2013 году

Фокус выбрал самые значимые события для украинской экономики и бизнеса, свидетелями которых мы были в 2013 году

АэроСвит падает

В середине января АэроСвит де-факто прекращает свою деятельность — 90% рейсов компании отменяют. К этому моменту Хозяйственный суд Киевской области возбуждает дело о банкротстве авиаперевозчика по просьбе самого АэроСвита. Тысячи украинцев проводят рождественские праздники в разных аэропортах мира, оставшись без денег и билетов. Пока туристы мечутся в панике, пресс-служба авиаперевозчика заявляет о том, что компания работает в текущем режиме.

Доля правды в этом утверждении была — режим перманентного коллапса стал для АэроСвита текущим начиная с лета 2012 года, когда во время чемпионата Европы по футболу было задержано и отменено около 20 рейсов компании. Весь год авиаперевозчик накапливал долги, что, по мнению доцента кафедры организации авиационных перевозок Киевского международного университета гражданской авиации Артура Винюкова-Прощенко, свидетельствовало о желании владельца избавиться от неблагополучного актива. Основным собственником АэроСвита был Игорь Коломойский, который опосредованно владел 24,76% акций компании. 24,99% принадлежали Виктору Пинчуку, 22,4% — Фонду госимущества Украины. Однако реально контролировал компанию Коломойский, так как аффилированные с ним структуры обеспечивали авиаторам поставки топлива, сервисное обслуживание, а также предоставляли АэроСвиту самолеты в лизинг. Банкротство компании позволяло олигарху избавиться от долгов и ненужных партнеров, передав имущество компании "МАУ", которую также связывают с его именем. Пассажиры же оказались заложниками ситуации.

В 2013-м международные рейсы, флот и ключевые кадры АэроСвита переходят под крыло МАУ. Структура собственности крупнейшего ныне авиаперевозчика непростая: по данным НКЦБФР, в начале года более 70% акций принадлежало инвесткомпании Capital Investment Project, около 26% — кипрской фирме "Онтобет промоушнз лимитед". Какая доля этих структур контролируется Игорем Коломойским — вопрос, однако присутствие его интересов в МАУ логично: летом этого года компания получила в лизинг несколько самолетов Boeing 767 от структур Коломойского.

Эта запутанность неслучайна. С момента приватизации отечественного телекоммуникационного гиганта эксперты выдвигают версии, кому на самом деле принадлежит компания. В 2011 году Укртелеком приватизируется за 10,575 млрд грн. Приватизационный конкурс выигрывает упомянутое ООО "ЕСУ". Новорожденное ответвление австрийского фонда оказывается единственным потенциальным покупателем. Условия торгов составлены таким образом, что в тендере не могут участвовать мировые игроки этого рынка: ни Deutsche Telekom, ни Frans Telecom, ни Nortelecom, хотя эти компании не раз проявляли интерес к украинскому оператору связи. Зачем австрийцам устаревшая украинская связь, можно только догадываться (телекоммуникации — не профильный для EPIC бизнес).

В экспертной среде доминирует такая версия: EPIC приобретает актив в интересах третьей стороны — украинского бизнесмена, приближенного к власти. Следуя этой логике, можно утверждать, что 3 июня таинства купли-продажи не произошло — Ринат Ахметов лишь легализовал актив. До сих пор неизвестно, сколько заплатили за Укртелеком. Актуальны и другие вопросы: кто и зачем выписывает условия приватизации таким образом, что в конкурсе принимает участие лишь одна фирма? Сколько в действительности стоит Укртелеком? История приватизации и дальнейшей смены собственника крупнейшего отечественного предприятия показывает, что эпоха первоначального накопления капитала в Украине еще продолжается.

Возражения истцу ответчики готовили полгода. Они опровергают претензии миллиардера и обвиняют его в использовании своего семейного положения в достижении бизнес-целей, мол, перед продажей КЖРК зять тогдашнего президента Леонида Кучмы Пинчук угрожал Ринату Ахметову, что не допустит приватизации компании в чьих-либо интересах. Более того, Пинчук должен Коломойскому и Боголюбову $400 млн за крупный пакет акций Никопольского завода ферросплавов и дивиденды предприятия за несколько лет. Не говоря уже о $100 млн, которые днепропетровцы якобы по просьбе Пинчука перечислили в 2003–2004 годах на президентские выборы. Как они выяснили позднее, деньги до фонда так и не дошли.

Лондонский суд Пинчук выбрал неслучайно: инстанции знакомы разбирательства, основанные на устных договоренностях бизнесменов из стран бывшего СССР. Например, в 2012-м Борис Березовский пытался отсудить у Романа Абрамовича $5,6 млрд в счет компенсации потерь от невыгодных сделок, якобы навязанных ему Абрамовичем. И дело, кстати, проиграл.
Слушания по делу Пинчука начнутся не ранее 2015 года.

В июле 2013 года корпорацию Roshen Петра Порошенко лишают права ввозить продукцию на российский рынок. В Рос­потребнадзоре заявляют, что в рошеновских сладостях присутствует канцероген бензопирен. Roshen на эти обвинения отвечает: нормы содержания этого вещества в кондитерских изделиях не прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза. В компании считают, что потери Украины, включая неуплаченные налоги, социальные выплаты и прочие платежи компании и ее смежников, от введенного Россией запрета на экспорт продукции Roshen до конца года достигнут 1 млрд грн. (на российский рынок приходится половина всех экспортных поставок украинского производителя сладостей).

"Конфетная война" — не единственный эпизод в испортившихся российско-украинских торговых отношениях. В октябре 2013 года Россельхознадзор ограничил поставки мясной продукции украинских предприятий "Прилуки-Агропереработка" и "Тавр-Плюс". В том же месяце Россия перестала покупать вагоны Азовобщемаша, Днепровагонмаша и Крюковского вагонзавода (в 2012 году продажи вагонов принесли Украине $2,3 млрд). А в августе под усиленный контроль таможенной службы России попала почти треть украинских импортеров.

Аналитики консалтинговой компании Da Vinci AG подсчитали: торговые войны с Таможенным союзом с начала года уже обошлись Украине в $1,9 млрд. С января по октябрь экспорт украинской продукции в Россию сократился на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Претензии России к качеству украинских товаров, как правило, связаны с ростом политической напряженности в отношениях двух стран.

Российско-украинские торговые связи асимметричны. Доля Украины в общем торговом экспорте России составляет 10%. Доля украинского экспорта, который идет в РФ, — четверть всей нашей внешней торговли. И часть экспортируемых Украиной в Россию товаров непросто перенаправить на другие рынки.

В самом трудном положении небольшие компании, и не только из-за снижения закупочных цен. О том, что Украину ждет рекордный урожай, становится известно еще летом. Положительные прогнозы увеличивают число проверок в аграрном секторе и усиливают фискальное давление. Не добавляют оптимизма и бюрократические трудности. Например, при экспорте зерновых аграриям необходимо получать сертификат качества дважды: по месту погрузки и по месту таможенных экспортных операций. По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, осенью текущего года число выставленных на продажу аграрных предприятий увеличивается почти в два раза.

Интервенции НБУ позволяют сохранить стабильным курс гривны, но приближают Украину к дефолту. По методике МВФ золотовалютные резервы Центробанка должны превышать стоимость трехмесячных импортных поставок (сегодня они едва ли перекрывают 2,5 месяца импорта). Накануне обвала 2008 года валютные резервы Нацбанка превышали $37 млрд.

Однако есть надежда на то, что этот показатель достиг дна и уже по итогам декабря ситуация слегка улучшится. В преддверии нового года спрос на валюту со стороны населения обычно сокращается. Другая веская причина укрепления всех макроэкономических показателей, в том числе и роста валютных резервов, — финансовая помощь со стороны России и скидка на российский газ. По оценкам экспертов рейтингового агентства Fitch, при позитивном сценарии развития событий в 2014 году размер золотовалютных резервов Украины увеличится до $25 млрд.

Деловой хватке Курченко могут позавидовать богатейшие граждане Украины. За минувший год бизнесмен оформляет права собственности на Одесский и Херсонский нефтеперерабатывающие заводы, покупает крупнейший на рынке печатной прессы "Украинский Медиа Холдинг", интернет-холдинг United Online Ventures, БрокБизнесБанк (входит в двадцатку крупнейших банков), небольшой Реал Банк и немецкую сеть газовых заправок Sparschwein Gas, а также создает управляющую компанию "ВЕТЭК". На покупки Курченко тратит минимум $500 млн. И это без учета запланированного на 2014-й увеличения уставного капитала БрокБизнесБанка на сумму $1,8 млрд, из которой ВЕТЭКу придется внести $725 млн.

Откуда у 28-летнего харьковчанина такие деньги? В интервью Forbes.ua Курченко рассказал, что заработал капитал на спекуляциях с харьковской землей и первичной недвижимостью. У издания другая версия: бизнесмен якобы разбогател на сером импорте нефтепродуктов и сжиженного газа.
Планы у Курченко серьезные. В ближайшие пять лет ВЕТЭК намеревается занять 20% украинского рынка торговли нефтепродуктами. Кроме того, по данным "Ведомостей", Курченко может стать одним из посредников при поставках газа из России в Украину.

Но выходит иначе. Новость о предстоящем росте цен подогревает украинский рынок. В марте на новые импортные машины украинцы тратят около полутора миллиардов гривен, а импортеры увеличивают продажи на 40%. Вместе с тем производство отечественных легковых автомобилей по итогам января — ноября 2013 года падает на 39,8%, до 40,1 тыс. машин, а грузовых — на 38,6%, до 1,636 тыс.

Вполне возможно, что введенные на три года пошлины в дальнейшем положительно повлияют на отечественный автопром, находящийся сегодня в стагнации. Но только в том случае, если доход, полученный автопромом благодаря преференциям, будет вложен в развитие производства.
В сентябре вступает в силу еще одно новшество — закон о введении утилизационного сбора на автомобили. Он добавляет к цене ввозимых в Украину автомобилей от 5 тыс. до 60,5 тыс. грн. в зависимости от объема двигателя и возраста машины. Последствиями такого шага может стать сокращение модельного ряда ввозимых в Украину авто и рост серого импорта.