Разделы
Материалы

Экономист Андерс Ослунд: Коллапс в Украине откладывается до президентских выборов

Коллапс украинской экономики откладывается до президентских выборов в марте 2015-го, рассказал Фокусу старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона Андерс Ослунд

Почему в ответ на эскалацию конфликта между властями и активистами евромайдана украинские олигархи публично молчат?

Крупный бизнес во всем мире очень уязвим, особенно в условиях назревающей революции, а потому старается держаться подальше от большой политики. Политика интересует олигархов лишь в тех случаях, когда это выгодно для них с точки зрения реализации конкретных материальных целей. Молчание — это нормальная реакция крупного бизнеса на текущие события в Украине.

Кризис — реальная угроза


Сегодня у Украины есть только один источник внешних средств — Россия. Страна оказалась в финансовой зависимости от северного соседа. Выход из этой ловушки возможен?

Для того чтобы избавиться от железных объятий России, у лидера Украины должна быть на то политическая воля. До ноябрьских-январских событий на Майдане Россия методично добивалась коленопреклоненного положения Украины. Вспомним хотя бы блокирование российскими службами импорта украинских товаров. Сейчас Россия кредитует Украину таким образом, чтобы в случае экономического коллапса в стране вернуть свои деньги самой первой, причем при довольно высокой доходности инвестиций. Этот кредит вообще выглядит так, словно Россия хочет удержать влияние на действующую власть до марта 2015-го, никоим образом при этом не улучшая экономическую ситуацию в стране.

МВФ в то же время шокирован экономической политикой, проводимой действующей властью. Очевидно, что президент не выполнит ни одно из трех важных требований фонда: повышение цен на газ для населения, введение плавающего валютного курса и реализация жесткой фискальной политики.

Экономический кризис в Украине усилится?

Наступление кризиса отложено до президентских выборов, а после возможен экономический коллапс. Почему? Потому что сейчас власти проводят экстремально краткосрочную экономическую политику: они не думают о будущем. С большой вероятностью мы продолжим наблюдать спад в украинской экономике в этом году, поскольку текущую экономическую политику в Украине иначе как гибельной не назовешь. Кроме того, вероятен дальнейший уход крупных западных банков из Украины и истощение международных резервов, несмотря на краткосрочные вливания российских денег. В таких условиях украинская экономика продержится еще какое-то время. Но недолго.

Каким будет кризис?

Исходя из текущих экономических предпосылок, гривна может опуститься до 9–10 UAH/USD. Но реакция рынка, населения на такую девальвацию будет непредсказуемой. А потому возможна куда более значительная девальвация, глубину которой на сегодня просчитать очень трудно.

Реальна ли гиперинфляция?

Это очень маловероятно. Чтобы добиться гиперинфляции, следует вести еще менее взвешенную экономическую политику, чем это делает нынешнее правительство. В общем, для возникновения гиперинфляции нужно сильно постараться.

Решение конфликта — переговоры

Какими могут быть сценарии развития событий на евромайдане?

Первый — революция, что, по моему мнению, маловероятно. Жесткое подавление протеста с целью восстановления порядка мало реально, поскольку протест неконтролируем и его подавление может привести к революции. При этом очевидно, что страна будет разделена на два лагеря. Второй сценарий — переговоры, это идеальное разрешение конфликта. Но складывается впечатление, что власть не готова идти на реальные уступки. И наиболее вероятный сценарий — противостояние активистов и властей вплоть до президентских выборов в марте 2015 года. Хотя сейчас этот вариант и не выглядит высоковероятным, поскольку ситуация принимает все более насильственный характер и в любой момент может взорваться.

Вы допускаете ситуацию, при которой Россия введет в Украину войска?

Не думаю, что это возможно. В отличие от многих небольших стран СНГ, Украина слишком велика, сильна и на данный момент находится в очень разогретом состоянии. Если вы проводите параллели с войной в Грузии 2008-го или чеченской войной, то это совершенно другие истории, никоим образом не похожие на украинский сценарий.

Вы видите на евромайдане сильного лидера, способного повести за собой?

Конечно, на Майдане есть сильные личности, в том числе политические лидеры. Но я не хотел бы называть конкретные фамилии.

Как на происходящее в Украине может реагировать Запад? Будут вводить санкции?

США заблокировали визы нескольких украинцев, чьи имена мы, к сожалению, не знаем. Следующий шаг — арест счетов. Думаю, это заставит политиков задуматься.

Справка: Андерс Ослунд - выпускник Оксфорда, изучает экономику России, Украины и стран Восточной Европы более 15 лет. В разное время был советником российского, украинского и киргизского правительств. Автор и соавтор 13 книг об экономиках России, Украины и других бывших стран советского блока

Елена Шкарпова, Фокус