Разделы
Материалы

Черный валютный рынок в Украине наращивает обороты

Черный валютный рынок в Украине — это мелкие уличные менялы и крупные оптовики, обслуживающие бизнес. У последних со второй недели февраля значительно прибавилось работы

"Читайте историю про белорусскую девальвацию 2011 года. Через неделю-другую расцветет черный рынок долларов", — написал на своей страничке в Facebook исполнительный директор Аналитического центра "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук 7 февраля 2014-го. В тот день, после резкого роста курса доллара, Нацбанк потребовал от компаний перечислять гривну на специальный банковский счет за шесть дней до покупки валюты на межбанковском рынке. Девальвация по-белорусски выглядела так: не способный справиться с падением стоимости нацвалюты, Центробанк Беларуси ввел ограничения на покупку долларов. Спрос на валюту от этого не уменьшился, и в стране сформировался черный валютный рынок.

После публикации постановления НБУ минуло больше десяти дней, однако регулятор ограничение так и не отменил. Фокус решил выяснить, как нововведение повлияло на черный валютный рынок в Украине.

Мелкая рыба
В Киеве — автостоянка возле универмага "Украина", в Донецке — общежитие политеха №8, в Одессе — рынок "Седьмой километр", в Луганске — центральный рынок. В каждом крупном городе Украины есть место, и не одно, где можно без паспорта купить или продать доллары, евро и рубли. Украинским валютчикам не чужд и прогресс: в интернете на специализированных форумах можно найти десятки объявлений о покупке-продаже иностранной валюты.

До кризиса 2008-го рынок мелких валютных менял дышал на ладан: население могло купить доллары в любом банке на любую сумму. "Работы было немного: доллары покупали или продавали в основном старые клиенты", — говорит меняла, представившийся Владимиром. В 2009-м НБУ ввел ограничение на покупку долларов в размере 80 тыс. грн в день, а спустя два года доллары разрешили продавать только по паспорту. С тех пор банкиры и регулятор неоднократно заявляли, что финучреждения могут раскрыть данные о покупателях валюты только по решению суда. Но клиентов у нелегальных менял все равно существенно прибавилось. "Никто ведь достоверно не знает, как используется база покупателей, — беспокоится Тарас из Харькова, разместивший объяв­ление на сайте finance.ua о покупке $5 тыс. — Вдруг банки передают данные в налоговую?". Он отрицает, что спекулирует долларами: валюта нужна для покупки квартиры, на которую Тарас копит уже несколько лет.

Услуги уличных и интернет-менял стали еще более востребованными вместе c резким подорожанием доллара зимой 2014-го. С 24 января по 5 февраля гривна подешевела на 10%. Но проблема была не только в движении курса. В поисках сотни-другой долларов покупателям приходилось рыскать по всему городу. Например, Ощадбанк продавал по $100 в одни руки. В некоторых банках валюты вообще не было — так, по крайней мере, отвечали клиентам операционисты. Банкиры отказываются говорить на тему валютных спекуляций официально, однако уверяют, что проблема с продажей валюты была чисто техническая. "Мы не можем менять курс в течение дня, — объясняет казначей крупного банка. — Поэтому, если на межбанке курс стремительно растет, банки придерживают доллар". О том, что февральские курсовые качели стали для банков источником хороших заработков, финансист умалчивает.

Для многих менял торговля валютой — лишь дополнительный заработок. Александр публикует объявления о продаже валюты на finance.ua. В начале февраля он почти ежедневно выставлял заявки на продажу $5–15 тыс. "Я менеджер небольшой компании, отвечаю за поставки товара из Европы. Естественно, что у меня налажены связи с банками, и я могу в любой момент купить несколько десятков тысяч долларов. Если курс растет на 30 копеек за два дня, то на $20 тыс. можно заработать 6 тыс. грн", — рассказывает он.

Логичный вопрос: откуда дефицитная валюта появляется у спекулянтов, если банки ее не продают? Оказывается, еще как продают. "Сразу после открытия отделений спекулянты выносят из них по $10–15 тысяч", — объясняет первый зампредправления среднего банка. То, что менялам продают десятки тысяч, в то время как обычный клиент не может купить и сотню долларов, банкиры объясняют личными связями спекулянтов с сотрудниками финучреждений. "Нам пришлось уволить нескольких кассиров за сговор с менялами", — сообщил казначей крупного банка.

Февральский рост стоимости доллара не принес им больших заработков, уверяют менялы. "Серьезного спроса со стороны физиков не было, — говорит Александр. — Я рассчитывал на куда больший ажиотаж". По его словам, январско-февральская скупка долларов несопоставима с той, что происходила в конце 2008-го, и не дотягивает даже до валютной паники осени 2012-го. То, что колоссальный спрос на валюту в этот раз спровоцировало не население, подтверждает и статистика Нацбанка за январь. НБУ продал на межбанке $1,7 млрд, в то время как чистый спрос со стороны населения составил немногим более $650 млн. Это означает, что доллары скупал в основном украинский бизнес.

Крупная игра
"Уличные менялы — это даже не верхушка айсберга черного рынка валюты. Это снежинка на его верхушке", — говорит руководитель казначейства среднего банка. "Есть банки, специализирующиеся на черном валютообмене, есть серые оптовые обменные пункты, есть люди, которые по звонку могут привезти тебе миллион долларов или пять", — рассказывает финансист крупной кондитерской компании.

Менялы, обслуживающие украинский бизнес, должны быть благодарны Нацбанку за введенные ограничения. Для компаний шестидневный лаг между заявкой на покупку валюты в банке и реализацией этой заявки на межбанковском рынке — убийственно долгий срок. "Я завожу товар из Китая, доставка длится полторы-две недели. Теперь к этому сроку нужно добавить еще неделю на покупку валюты. Когда же мой товар попадет к покупателю?" — сокрушается владелец киевского интернет-магазина. Предприниматель нашел выход. Он договорился с украинской компанией-экспортером, у которой постоянно есть деньги на счете в Китае: в обмен на черный нал в долларах экспортер будет оплачивать его товар за рубежом. И это далеко не единичный случай. Один из столичных банкиров рассказал Фокусу, что несколько его клиентов отказались приобретать валюту с задержкой в шесть дней, решив закупать наличный доллар на черном рынке и передавать его по неофициальным каналам за границу.

В результате работы у теневых обменных центров в феврале сильно прибавилось. По словам финансиста из кондитерской компании, его знакомый торговец валютой только с 10 по 13 февраля продал $1,5 млн. До этого у него покупали не более $400 тыс. в неделю.

Конечно, когда-нибудь Нацбанк отменит вынужденные ограничения валютной торговли на межбанке, но пока этого не произошло, черный рынок валюты будет наращивать число клиентов.

Борис Давиденко, Фокус