Сокращение кредитования, эмиссия гривны, низкое качество услуг — вот неполный список последствий, связанных с уходом западных банков из Украины
Могли ли холеные итальянские банкиры представить себе пять лет назад, что покупка банка у эксцентричного киевского градоначальника и банкира Леонида Черновецкого обернется для них многомиллиардными убытками? Наверняка нет. Летом 2008-го одна из крупнейших финансовых групп Италии Intesa SanPaolo купила Правэкс-Банк за $750 млн. Через полгода грянул мировой финансовый кризис. С тех пор потери Правэкс-Банка росли и к осени 2013-го достигли 1,6 млрд грн (сумма накопленного убытка за несколько лет).
В январе 2014-го Intesa заявила о продаже убыточного украинского актива олигарху Дмитрию Фирташу. Общие потери итальянцев от этой сделки — более 3 млрд грн. Шведской группе Swedbank инвестиции в Украину обошлись примерно в такую же сумму. Немецкий Commerzbank потерял около $600 млн только на покупке, а потом продаже банка "Форум". Совокупный убыток европейских финансовых групп в Украине превышает $2 млрд.
С начала кризиса 11 европейских финансовых групп продали свои активы в Украине. В результате доля европейцев в активах украинской банковской системы (денежные средства, кредитный портфель плюс инвестиции) снизилась с 35% до 14%, или до 172 млрд грн. Чем исход иностранцев чреват для нашей страны?
Недоходное место
"В начале 2000-х западные инвесторы рассчитывали на рост украинского банковского сектора на 30–35% в год", — отмечает председатель правления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук. До кризиса 2008-го этот прогноз сбывался, банковский рынок ежегодно рос на 50–70%. Однако в 2009-м рынок обвалился: гривна девальвировала, население и бизнес прекратили платить по долгам. Банкиры боролись с просрочками и практически не выдавали кредитов. В 2010 году наметилось оживление рынка, но прежних значений банковская система Украины так и не достигла. Почему? Развитие промышленности и уровень покупательной способности населения — основные факторы роста банковского рынка, и они оставляют желать лучшего. "Некого кредитовать" — реплика, которую банкиры часто повторяют в разговорах с журналистами.
Другая причина массового исхода западных банков из Украины — ужесточение Центробанком ЕС требований к работе местной банковской системы. "Чтобы соответствовать этим требованиям, европейским банкам нужно либо уменьшиться в размерах, либо увеличить капитал", — говорит Лавренчук. Вполне естественно, что европейцы выбрали первое: проще уйти с непривлекательных рынков вроде украинского, чем наращивать капитал. Кроме того, многие европейские банки сейчас возвращают кредиты, полученные ими во время кризиса от местных госрегуляторов. Raiffeisen International Bank, например, должен вернуть австрийскому правительству 2,5 млрд евро.
Двенадцать друзей Украины
В Украине остаются работать 12 банков с западным капиталом. Представители четырех крупнейших из них — ОТП, УкрСиббанка, Credit Agricole и Укрсоцбанка (UniCredit Group) заверили репортера Фокуса: планов покидать Украину у их акционеров нет. Зампредправления УкрСиббанка Лионель Дюмо признает, что кризис 2008-го очень больно ударил по банку. "Но нам удалось вернуть позиции благодаря поддержке акционеров и реструктуризации бизнеса", — подчеркивает он.
Самый крупный западноевропейский игрок украинского банковского рынка — Райффайзен Банк Аваль, за который австрийцы, по данным крупного украинского инвестбанкира, хотят выручить минимум $500 млн. Впрочем, по словам Лавренчука, RIB еще не принял окончательного решения о продаже банка. "Тем более что нам удается работать в Украине с прибылью", — говорит банкир. В 2013-м Аваль получил один из самых высоких финрезультатов — 730 млн грн чистой прибыли.
Какие еще европейские банки остаются в Украине? В основном небольшие — Пиреус банк (Греция), ПроКредит Банк (Германия), Кредит Европа Банк (Голландия), Универсал Банк (Греция). Еще три банка обслуживают только украинский бизнес.
Каковы последствия
Кто выкупал у иностранцев убыточные украинские банки и зачем? Местные олигархи (Дмитрий Фирташ, Олег Бахматюк) либо профессиональные банкиры, официально не связанные с крупным бизнесом (Николай Лагун, Александр Адарич). Сделки явно выгодные: банки продаются в несколько раз дешевле, чем до кризиса.
Деньги западных банков были подушкой безопасности для Украины: иностранцы влили колоссальные средства в дочерние банки во время кризиса. "Больше такой поддержки у украинских банков нет", —
констатирует аналитик компании DCH Иван Угляница. Теперь банковской системой страны владеют местные олигархи, украинский Кабмин и российское правительство. Если в Украине снова случится экономический кризис, первые две категории собственников вряд ли смогут поддержать банковскую структуру. Вернутся ли в Украину западные финструктуры? Зампредправления банка Credit Agricole Украина Филипп Гидез не думает, что это произойдет в ближайшее время — пока Европа не вышла из кризиса. Однако в отдаленной перспективе приход иностранных финансовых групп в Украину вполне возможен, убежден он. Правда, это будут совершенно новые для украинского рынка игроки — те, что еще не пробовали вести бизнес в нашей стране.
Елена Шкарпова, Фокус