Гендиректор группы "Континиум" Пивоварский: Девальвация на 15-20% - слишком много для бизнеса
Гендиректор группы "Континиум" (заправки WOG, ТМ "КОМО", молочная компания "Галичина" и др.) Андрей Пивоварский считает, что больше всего украинский бизнес устал от неопределенности и тотальной коррупции
Чего вы в первую очередь ожидаете от новой власти?
Руководство страны должно проинформировать бизнес о реальной ситуации в экономике: что у нас в госфинансах, банковском секторе, с международными резервами, что с промышленностью и ростом экономики. У меня есть ощущение, что официальная статистика не отражает реального положения дел. Например, уровень безработицы у нас очень низкий, при этом многие получают минимальную зарплату для пенсии. А для официальной статистики все эти люди трудоустроены.
Второй шаг, который крайне важен для бизнеса, — вывод экономики из тени. На первый взгляд, это работа не на один год, но без этого бизнес не может не только развиваться — он с трудом выживает. Нужно уменьшить количество налогов, упростить процедуру их уплаты, отменить самый коррупционный из них — НДС. Заменить его налогом с продаж.
Украинские предприниматели поддержат введение налога с продаж?
А вы спросите, во сколько им обходится возврат НДС. Что лучше: один раз заплатить налог в размере, например, 1% с оборота и забыть или заниматься возмещением? НДС — это огромная дыра в украинской экономике, которая только в 2013-м стоила бюджету миллиардов.
Да, украинские чиновники потратили много времени на разработку Налогового кодекса, но налоговая система настолько прогнила, что ее лучше вообще снести и построить новую. Причем начать с самого простого — ввести налог на продажи на общенациональном уровне. Налог на доходы физлиц в зависимости от уровня дохода — скажем, 5%, 7% и 10%. Сегодня государству на каждого работника нужно заплатить с каждой гривны около 67 копеек. Немногие компании в Украине платят по-белому. А ведь черные зарплаты — это головная боль для бизнеса. Нужно где-то взять черный нал — это и дорого, и сложно. Полстраны ходит под уголовной статьей просто потому, что платить все налоги невозможно. Налоговая, прокуратура все это знают и в любой момент могут выписать штраф либо предложить решить проблему, скажем так, иным путем. Поле для коррупции огромное.
Что еще стоит поменять в налоговой системе?
Ввести единый социальный взнос в размере, например, 10% дохода физлиц — платить его будут все. А кто не захочет — должен сидеть в тюрьме. Кроме того, нужно реально централизовать уплату этого налога: я должен заплатить взнос с персонала один раз в месяц, одному получателю — и забыть. Это сильно облегчит жизнь бизнесу.
И нужно, наконец, децентрализовать распределение налогов: львиная часть должна оставаться на региональном уровне, и лишь один-два уходить в госбюджет. Это повысит благосостояние регионов и создаст между ними конкуренцию.
Перестройка налоговой системы — очень длительный процесс. Где взять деньги, чтобы наполнить казну прямо сейчас?
Взять новые кредиты и уменьшить бюджетные затраты. Больше никак. Неважно, кто выступит кредитором, важнее, на каких условиях предоставят ссуды и как этими деньгами воспользуются. И, конечно, нужна реструктуризация внешних заимствований, поскольку выплатить долги Украина сейчас вряд ли способна. Причем в наибольшей степени нужна реструктуризация не только долгов НАК "Нафтогаз", но и самой компании. Лишь ограниченное число лиц в Украине знает, какая у НАК реальная задолженность. Я не уверен, что нам говорят правду о размере долгов Нафтогаза перед Газпромом, потребителей — перед Нафтогазом.
Какой курс доллара вы закладываете в свой бюджет на 2014 год?
На сегодня это 9,5. Очень важно, чтобы новый глава НБУ объяснил, какой будет валютная политика. Это должна быть четкая позиция без подковерных игр, чтобы не повторилась недавняя ситуация: гривну "колбасило", НБУ молчал, а конкретные люди и банки в это время зарабатывали сотни миллионов гривен. Такого больше не должно повториться. Нам нужно четко понимать, что будет с гривной. Если скажут, что 10 гривен за доллар — хорошо, бизнес адаптируется. Пойдем в банки, реструктуризируем валютную задолженность. Кстати, уже сейчас понятно, что многие компании станут реструктуризировать долги: девальвация на 15–20% — это очень много. Но о чем бизнесу говорить с банками, если те сами не понимают, что будет с валютой?
Что делать с Межигорьем?
Продать любому филантропу за столько, за сколько он готов купить,— с условием оставить объект в общественном пользовании, даже если доступ будет платным. Содержать Межигорье за счет госбюджета не имеет смысла — очень дорого.
Елена Шкарпова, Фокус