Разделы
Материалы

Ну, за кризис! Производителей алкоголя все же ждут перемены

В трудные времена пить никто не бросает. Поэтому производство алкоголя – одна из немногих отраслей, еще не пострадавших от кризиса

Известный художник Илья Чичкан любит выпить рюмочку хорошего горячительного. "Пью все. Кроме разве что женских напитков", – говорит он.

Экономить на выпивке Илья не намерен, даже несмотря на кризис. "В моем возрасте отказываться от привычных напитков – только вредить своему здоровью", – смеется художник. Любовь к хорошей выпивке он даже отразил на одном из своих автопортретов.

Пьяная осень
С Ильей, скорее всего, согласно большинство наших сограждан. По крайней мере, об этом красноречиво свидетельствует статистика производства. Снижения продаж тоже не произошло. Наоборот, по оценкам торговых сетей, в сентябре реализация спиртного выросла на треть, а в октябре – на 50%. В нынешнем месяце рост продаж продолжится, ну а в предпраздничном декабре алкогольные компании и вовсе рассчитывают выручить столько же денег, сколько за все летние месяцы вместе взятые.

"Пока производителей алкоголя не коснулось резкое уменьшение продаж, – признает директор по маркетингу компании "Союз-Виктан" Василий Профир. – Более того, за последние несколько месяцев мы наблюдали рост продаж по всем позициям. А сейчас уже начался новогодний сезон, и мы ожидаем, что потребление алкогольных напитков возрастет".

Свой оптимизм производители спиртного объясняют сезонным ростом, а вовсе не тем, что украинцы принялись заливать стресс от наступившего кризиса. "Потребитель еще только начинает чувствовать невыплаты зарплат и сокращения, поэтому кризис для него пока не наступил", – отмечает директор по маркетингу группы "Баядера" Дмитрий Самсоненко. Примечательно, что в Европе ситуация обратная: для привлечения покупателей винные дома распродают по дешевке коллекционные вина, и даже в традиционно пьющей России производители алкоголя теряют прибыль.

Ниже среднего
Впрочем, у украинских водочников и виноделов тоже не все гладко. И рост продаж совсем не означает значительного увеличения их прибылей. Многие компании опасаются, что покупатели, не отказываясь от выпивки как таковой, все же будут переходить на более дешевые напитки. "Мы понимаем, что одним из последствий экономического кризиса является снижение покупательской способности", – говорит Василий Профир. Аналитики прогнозируют, что потребление водки по цене более 20 грн. будет падать, часть своих покупателей потеряет и водка по цене от 16 до 19 грн. А вот сегмент водок стоимостью 14–16  грн. в сложившихся условиях, наоборот, будет расти.

"Все закономерно: нет кризиса – происходит рост среднего и премиального сегмента. А сегодня потребитель туже затягивает пояс и начинает покупать более дешевый продукт", – объясняет Дмитрий Самсоненко. И уверяет, что его компания готова к снижению продаж дорогих вин.

Но аналитики ожидают, что покупатели могут охладеть не только к премиальному вину, но и ко всей винной продукции в целом. Такие заявления они подкрепляют ссылками на социологов, которые уверяют, что в кризисные времена люди склонны отказываться от низкоградусных напитков в пользу более крепких.

Это признают и производители вина. "Не исключено, что произойдет отток части денег с винного рынка", – говорит директор по маркетингу завода "Коктебель" Наталия Ворожейкина. Впрочем, она не слишком беспокоится по этому поводу. Г-жа Ворожейкина напоминает о недавней отмене ввозных пошлин на импортные вина, благодаря чему у многих украинцев появилась возможность попробовать качественный заграничный продукт по более доступным ценам.

По ее словам, это приведет к тому, что в следующем году винный рынок будет развиваться. "Речь идет о категории вин по цене от 40  грн., поэтому здесь может произойти своеобразная компенсация", – говорит г-жа Ворожейкина.

Не особо верят в то, что люди массово переориентируются с вина на водку, и сами водочники. "Ситуация не настолько стрессовая, чтобы кардинально увеличилось потребление крепких спиртных напитков", – уверяет Василий Профир.

По его словам, основным потребителем вина являются женщины, которые вряд ли станут пить водку. "А вот переход потребителей с коньяка на водку вполне возможен. Ведь сейчас минимальная стоимость коньяка составляет 25 грн., а водки – 14 грн.", – говорит он.

Кстати, именно введение государством минимальных цен на водку, по мнению представителей алкогольных компаний, может спасти средний ценовой сегмент от снижения спроса. "После введения минимальных цен не ниже 14 грн. за пол-литровую бутылку водки, разница между сегментами начинает стираться и становится непринципиальной для потребителя", – объясняет Дмитрий Самсоненко.

Выпить по-взрослому
Но если спрос на "средние" алкогольные напитки и может снизиться, то продавцы суперпремиальных продуктов, как это ни парадоксально, надеются, что кризис, наоборот, значительно повысит их доходы. На такое развитие событий рассчитывают не только импортеры дорогих вин и коньяков, но и отечественные производители. И для того чтобы сгладить будущие потери в среднем ценовом сегменте, они намерены больше внимания уделять дорогим и очень дорогим продуктам.

Это неудивительно, ведь рентабельность производства таких напитков достигает 100%. Компании объясняют свой оптимизм уверенной динамикой высокого ценового сегмента – каждые полгода продажи удваиваются. Поэтому некоторые водочные компании именно сейчас, в дни кризиса, заявили о запуске в производство элитных марок водки. Ведь, как показывает опыт, человек, привыкший к дорогим коньякам или виски, даже при снижении доходов вряд ли перейдет на дешевую водку.

Но украинцы пьют не только дорогие вина и коньяки – о росте премиального сегмента говорят и производители пива. "По результатам прошедших 9 месяцев экономсегмент демонстрировал сокращение, а премиум-сегмент – рост. То есть потребители переходят на более дорогое пиво, а не наоборот", – уверяет руководитель отдела по связям с общественностью компании "Славутич Carlsberg Group" Елена Маркова.

Демонстрирует рост продаж и дорогой импортный алкоголь. По данным самих импортеров, за последние два месяца продажи дорогих напитков выросли на 20%. И это притом, что многие из импортеров повысили цену на 15–20%. Дорогой алкоголь стали больше покупать как в магазинах, так и в ресторанах.

Весеннее похмелье
Даже если кризис будет усугубляться, алкогольные компании не ждут снижения продаж. Оптимистические ожидания они объясняют универсальностью своей продукции. "Алкоголь – это продукт, который употребляется как по хорошему поводу, так, к сожалению, и по плохому", – рассуждает Дмитрий Самсоненко.

Тем не менее уже в феврале-марте кризис, скорее всего, настигнет и алкогольную отрасль. "Основные проблемы производителей алкогольных напитков сегодня связаны не с уменьшением потребления, а с подорожанием кредитов и задержками платежей со стороны торговых сетей", – объясняет Василий Профир. Пока еще это не так заметно, но через несколько месяцев недостаток кредитных денег и задержки проплат от торговых сетей могут сказать свое слово в падении алкогольного рынка.

Из-за того что кризис уже ударил по торговым сетям, у магазинов не хватает средств на закупку спиртного, и они сокращают ассортимент. В первую очередь убирают непопулярные торговые марки, что может ускорить уход с рынка региональных брендов, продукция которых нередко простаивала в ожидании покупателей по нескольку месяцев. Но если ситуация с кредитами не улучшится, под сокращение могут попасть и более известные напитки.