Остановить воровство, разрушить выстроенную прошлой властью систему конвертационных центров, амнистировать попавший в схемы семьи бизнес, отменить проверки и сократить налоги – программа-минимум нового главы Налоговой Игоря Билоуса
День Игоря Билоуса расписан по минутам – но и их главе налоговой, по совместительству отвечающему за процесс ликвидации Министерства налогов и сборов, не хватает. "В сутках всего 24 часа – а это очень мало", – извиняется за опоздание он. Интервью начинается на сорок минут позже срока: сначала главный налоговик задержался на встрече в Европейской бизнес-ассоциации, затем – почти под самым кабинетом – его перехватила делегация из МВД. К Билоусу вообще невозможно дозвониться напрямую – свои телефоны он отдал секретарям. "Иначе вообще работать не получится", – сетует он.
В подчинении назначенного в марте Игоря Билоуса – одно из самых результативных ведомств страны. И самая обширная база данных о предприятиях и хозяйственных операциях. Последнее особенно важно: налоговая практически полностью "подмяла" под себя всю теневую экономику. При прошлом главе крупный бизнес буквально силком загоняли в "правильные" конвертационные центры – теперь все эти данные в распоряжении Билоуса. "Вот тут", – говорит он, показывая рукой куда-то за спину.
Инвестбанкир Билоус никогда не работал в налоговой. Но о налогах говорит увлеченно и со знанием дела. Основная мысль – систему нужно менять. Чем быстрее, тем лучше.
Решения военного времени
Огромное количество налоговых платежей, время, которое уходит на их администрирование, коррупция при проверках и возмещении НДС – что из всем известных проблем налоговой вы будете решать в первую очередь?
Где взять деньги. С января, когда здесь фактически все исчезли, было два месяца абсолютного хаоса. Не было человека, который всем этим руководил, система полетела в тартарары, в феврале поступления не то что упали, а просто исчезли. Бизнес замер в ожидании: что же произойдет.
Насколько сократились поступления в феврале по сравнению с 2013 годом?
На 65%. Зато в марте мы выполнили бюджет в первый раз – причем за последние четыре или пять месяцев. Налогов заплатили столько же, сколько в марте 2013-го. План – по бюджету – был в глубоком космосе: за год нам надо было собрать 362 млрд гривен, из них 120 млрд таможни, все остальное – наше. Столько собрать можно только при каком-то экономическом чуде... В итоге произошел секвестр бюджета, план налоговой сократили до 209 млрд.
Это реальный показатель?
Близкий к реальности. В апреле мы должны собрать где-то 17,9 млрд – с учетом мартовских темпов это вполне реально. Заработали регионы – а с ними сложнее всего. Их приучили к определенной модели поведения, они работали так годы. Работали "правильно" – вы понимаете, о чем я говорю.
Проверки, взятки, откаты при возмещениии.
И не только. Сломать это крайне сложно, в системе 60 000 людей. А мы пришли с командой 20 человек, и то 90% из них – советники на общественных началах.
Своя команда у вас есть?
Готовится полным ходом. Но пока ликвидируется министерство, я не могу вводить в вертикаль налоговой тех людей, которых очень хотел бы здесь видеть – например, из бизнеса.
Я очень большую ставку делаю на выполнение бюджета за счет детенизации. Это самый большой налоговый резерв, других – даже после принятия антикризисного закона – у нас просто нет. Но для этого нужны люди.
Конверт от налоговой
В одном из выступлений вы называли цифру в 238 млрд грн – объем теневой экономики в прошлом году.
Мы чуть-чуть поменяли расчетные критерии в IT-системе учета и сейчас "видим" уже около 280 млрд теневого оборота.
Из чего формируется эта сумма?
Это то, что разворовывалось через госпрограммы. То, что возмещалось в виде "дутого" НДС. Проходило обналичку – через мелкие "партизанские" площадки и крупные центры, которые работали с благословения товарищей, которые здесь руководили.
В налоговой курировали обналичку?
Почти всю теневую экономику. В 2010 году "умные люди", которые пришли к власти, поняли, что побороть тень нельзя. И решили ее возглавить. Речь не только о налоговой, хотя она была центром. Но система не могла функционировать без НБУ, который питал кредитами нужные банки. В связке работали СБУ и МВД. ГПУ функционировала как карательный орган, который транзитом передавал проблемные дела судебной системе… Был создан механизм, который давал возможность контролировать всех конвертаторов – с помощью отлаженной аналитики, IT-баз.
Было создано шесть крупных транзитных площадок. Они занимались конвертацией, запитывали крупный бизнес дутыми налоговыми кредитами – здесь воровался НДС. Через них за последние три года прошло около 700 млрд грн. Прямые потери бюджета – не менее 300 млрд, из которых около 100 млрд – это налоги. Остальное – средства, которые с ведома и под покровительством налоговой разворовывались через госпредприятия.
Система изначально была создана ради воровства?
Поначалу бизнес, который работал по этой схеме, даже обеспечивал уплату налогов. Но деньги имеют свойство искушать. И в конце концов налоговые поступления от этих площадок и госпрограмм перестали платиться как таковые – еще в 2013-м.
Эти деньги не могли исчезнуть.
Был составлен некий "круг счастья", как я его называю, который осваивал эти средства. Конкретные предприятия пока называть не могу.
Кто генерировал деньги?
В основном большой бизнес, который загонялся на эти площадки. Тех, кто не хотел работать по схеме, пугали: внеплановыми проверками, дутыми актами, уголовными делами. Добивались работы в "системе" или отнимали часть бизнеса... Если же человек говорил: "нет, я не хочу, это неправильно" – дело передавали в прокуратуру.
Новые уголовники
В Украине 500-600 крупных предприятий – сколько было задействовано в теневых схемах прошлой власти?
Мне не хотелось бы говорить. Разве что... Очень много импортеров. Много госкомпаний, которые получали деньги из бюджета, прогоняли их через площадки и просто воровали. Причем тупо.
Воровство из госсектора и воровство НДС – системное криминальное воровство – это две самых важных проблемы. Это как война. Потому что если будет такое воровство – не будет государства.
Те, кто работал в "системе" автоматически попадали под уголовную статью – 212-ю, за неуплату налогов?
Никто не думал о 212-й. Считали, что власть пришла очень-очень надолго... Все решалось в одном кабинете.
Какой будет судьба предприятий, которые шли туда не по доброй воле?
Амнистия. Наша задача – разработать план, который мы очень скоро предложим бизнесу, который ждет и боится, что сейчас их начнут карать. Если мы ничего не сделаем, волна коррупции удвоится и утроится. Все, кто в погонах – и не только – побегут карать бизнес.
Бизнес работал с большими площадками не только потому, что они минимизировали налоги и обеспечивали наличкой. Предоставлялась некая гарантия того, что их не будут трогать. Но теперь у большого бизнеса есть большая проблема – скорее в криминальной плоскости, чем в денежной. Некоторые были туда действительно "загнаны", кто-то работал по собственной воле.
Все эти товарищи сейчас приходят сюда группами и говорят: мы готовы, мы хотим работать, коллеги, дайте нам возможность закрыть прошлое.
Другими словами "мы готовы платить налоги чтобы не сесть"?
Акционеры и не сядут – сядут рядовые бухгалтеры, директора. Такая уж специфика в стране. Поэтому нужно их защитить. Но важнее запустить механизм честного ведения бизнеса. Он есть, и для этого многого не надо. Я говорил вам о делегатах от бизнеса – они многого не просят. Говорят "измените, пожалуйста, вот это и это в администрировании" или "введите кассовые аппараты".
Даже так?
Да. Импортеры, например, просят кассовые аппараты для всех, кто торгует бытовой техникой. Это позволит убрать конкуренцию со стороны серого и черного импорта – и все, вопрос снят!
Воровство и криминал
Сколько стоила обналичка?
До 20% доходило – это для госкомпаний. Для частников – 8-12%, очень редко 14%.
Все эти данные у вас есть?
Конечно. Если вам кто-то скажет, что мы чего-то не знаем – не верьте. Тут (показывает себе за спину рукой - Фокус) все как на ладони. Все 280 млрд теневого оборота.
Какой процент от этой суммы вы рассчитываете вернуть в легальный оборот и когда?
Давайте считать: 20% НДС, плюс налог на прибыль, плюс остальные – наверное 30-40%. Если сработает наш план – уже в этом году.
Каков будет план?
Я представлю его на заседании Кабмина (16 апреля – Фокус). Будет разработана механизм амнистии. Параллельно – в основном по госсектору – будет проведена операция при участии Генпрокуратуры, СБУ, МВД. Скорее всего, создадим отдельную группу, потому что система прогнила, а столько людей с профессиональными навыками на Майдане нет.
Первый этап – борьба с воровством НДС и бюджетных денег – второй перестройка налоговой системы?
Нет, это уже третий. На втором надо убрать криминал, причем и в налоговой – тоже.
Упростить администрирование, убрать проверки. По проверкам тут вообще план существовал: если у предприятия оборот 30 млн, проверяющий должен вернуться минимум со штрафом 250 тысяч. Мы это убрали. Планируем полностью уйти от проверок микро- и малого бизнеса – его проверять нерентабельно.
Коррупция и криминал возникают там, где есть барьеры и человеческий фактор. Больше всего криминала в сфере подакцизных товаров. Там нужно полностью убирать человеческий фактор – вводить электронные акцизные марки, позволяющие отследить путь товара от цеха до прилавка.
Разливать водку в гаражах от этого не перестанут.
Да, но мы сразу увидим реальные цифры производства – не только сигарет, не только алкогольных, но и слабоалкогольных напитков. Поверьте, когда станет известно что и когда будет маркироваться электронной маркой – резко возрастет производство слабоалкогольных напитков, того же пива.
Новый налоговый кодекс
Вернемся к третьему этапу: когда будет меняться сама система налогообложения?
В 2015-м. Чтобы это произошло – работаем уже сейчас.
НДС – самый коррупционный налог. Не планируете заменить его чем-то более прозрачным?
Нет. Проблема не в налоге, а в его администрировании. К тому же, мы идем в Европу, там НДС ключевой налог. Считайте, что вопрос снят – налог с оборота вводить никто не будет.
А Единый социальный взнос? Вместе с подоходным налогом он дает один из самых высоких уровней налоговой нагрузки на зарплаты.
Все говорят: давайте снимем единый социальный взнос. Да, в идеале подоходный налог должен приносить столько, чтобы хватало и на пенсии, и на все остальное – это сделали в Грузии. Но нам сейчас нельзя убрать ЕСВ: это 100 млрд или больше в год. Нужен правильный подход. Нужно, чтобы те налоги, которые мы будем убирать, компенсировал выход из тени. Поэтому мы так спешим с "ямами" и облегчением администрирования.
Что еще среди первых наработок?
Будет новый налоговый кодекс Украины. Я это обсуждал лично с премьером, министром финансов. Все согласились. Павло Шеремета будет возглавлять эту группу. Говорить отдельно по каждому из налогов пока преждевременно – но в целом все сходятся во мнении, что однозначно все нужно очень упростить. Сократить 22 налога и сбора до 10 или меньше.
И не только: я очень хочу, чтобы мы меняли не одни налоги, а всю систему отношений с бизнесом. Это должна быть межведомственная реформа. Экология, охрана труда, пожарники, СЭС – все вместе. Ведь бизнес не только вынужден платить два десятка налогов – он должен получать еще 120 или около того разрешений.
Все это нужно менять. Нельзя только закручивать гайки. Этим три года занималась прошлая власть. Что из этого вышло – мы все сейчас прекрасно видим.
Владимир Хомяков, Елена Шкарпова, Фокус