Разделы
Материалы

Как пострадал крымский бизнес после аннексии полуострова

УНИАН

Переезд на материк или перерегистрация по российским законам и потеря украинского рынка? Перспективы крымского бизнеса и итоги первых трех месяцев жизни без Украины

Пляжи Коктебеля в разгар сезона поражают пустотой. "Хоть лозунг вешай: "Крым для крымчан", — невесело шутит Анна Мухина из Орджоникидзе, добавляя, что в окрестностях дома знаменитого Максимилиана Волошина в июле видит такое впервые.

Отсутствие туристов — не единственное последствие аннексии Крыма. Пострадал практически весь бизнес: перерегистрация предприятий, поиск новых покупателей, сложности с поставками и платежами — лишь малый перечень свалившихся на предпринимателей трудностей.

Мертвый сезон

Основами экономики Крыма были туризм, виноделие, сельское хозяйство и промышленность (в основном добыча ископаемых и судостроение). Но большая часть малого и среднего бизнеса в южных районах полуострова кормилась именно туризмом. Теперь этих поступлений нет: сезон 2014-го провалился. Крымские курорты, считают в Ассоциации лидеров турбизнеса Украины, не соберут и трети из 6 млн человек, которые посетили полуостров в прошлом году. Потери — как минимум две трети из 6 млрд грн, которые, по словам бывшего министра курортов и туризма Крыма Александра Лиева, ежегодно оставляли на полуострове отдыхающие. 70% этой суммы приходилось на украинских туристов — их в этом году в Крыму практически нет.

Названная Лиевым сумма — только прямые потери. Но кроме владельцев кафе, пансионатов, магазинов и съемных квартир "мертвое лето" бьет и по фермерам, прежде всего выращивавшим бахчевые. О масштабах их убытков можно судить по сокращению посевов. "Продажи семян бахчевых снизились на 40–45%", — говорит представитель французской фирмы Cause в Украине и Беларуси Григорий Иванов.

По местному АПК ударил дефицит воды. Днепровская вода обеспечивала 85% потребности Крыма. Но из-за того, что Крым не оформил договоры на поставки по Северо-Крымскому каналу, подача была сокращена. "Поливать нечем", — заявил фермер, владеющий землей на севере Крыма. По его словам, для тех, кто сеял зерновые, это не самая большая проблема — оросительные системы стояли у немногих. Но для выращивающих фрукты, ягоды и овощи наступили тяжелые времена. И не только для них: в конце апреля министр агрополитики самопровозглашенного правительства полуострова Николай Полюшкин сообщал, что без полива в Крыму пропадет весь рис, соя, кукуруза и около половины овощей, фруктов и картофеля. Потери, по его оценке, составят около 100 млн евро, или более 1,5 млрд грн при нынешнем курсе.

Пустые пляжи и отсутствие воды — далеко не все проблемы фермеров. С июля у предприятий, закупавших товары на территории континентальной Украины, начались сложности с оформлением платежей. Расчеты с украинскими компаниями ведутся в гривне, но на территории Крыма они теперь оформляются как валютные — по законодательству РФ.

Крымские вина

Самая известная крымская продукция — вино. Не исключено, что в 2015-м от многих привычных брендов украинцам придется отказаться. Часть винодельческих предприятий непризнанная власть полуострова национализировала: завод шампанских вин "Новый свет", Симферопольский винодельческий завод, "Коктебель".

Некоторые производители, столкнувшись с экспортными трудностями, выбрали Россию. "Мы переходим на работу по российским законам, получаем федеральную марку. И надеемся, что наши поставки на российский рынок будут расти — он намного больше украинского, и покупательная способность населения там выше", — заявил Фокусукоммерческий директор ПАО "Солнечная долина" Александр Подарцев.

"У нас на исходе украинские акцизные марки, пока не получим новую партию, не сможем поставлять продукцию в Украину", — рассказывает гендиректор Inkerman International Роман Радько. По его словам, пока это самая большая проблема. Он надеется, что Украина признает Крым свободной экономической зоной, позволив нашим предприятиям продолжать работу на полуострове. Соответствующий законопроект ВР принял в первом чтении, но всех проблем бизнеса он не решит. Дело в том, что власти полуострова установили для украинских компаний переходный период до 1 января 2015-го — начиная с этой даты весь бизнес в Крыму, как заявили в Федеральной налоговой службе РФ, должен работать по российским законам, перерегистрировавшись в качестве резидента России. Удастся ли после наладить поставки продукции в Украину в прежних объемах, неизвестно.

Не исключено, что именно по этой причине два крымских производителя алкоголя решили перебраться на материк. Крымская водочная компания зарегистрировала новое юрлицо "Истерн Беверидж Трейдинг" и перевела производство в Харьков. А подразделение "Олимпа" — Бахчисарайский винно-коньячный завод — будет производить вина и коньяки на мощностях Одессавинпрома, где сейчас выпускают Вина Гулиевых и "Французский бульвар".

Искать связи

Как правило, крымская промышленность поставляла продукцию на материк или работала на экспорт. С экспортом ситуация практически патовая. "Мы не знаем, что делать дальше, — говорит гендиректор судостроительного завода "Залив" Николай Кузьменко. — Производство ориентировано на экспорт, а Евросоюз отделение Крыма не признает".

Многие предприятия остановили отгрузку и на территорию континентальной Украины. В пресс-службе Смарт-Холдинга Вадима Новинского Фокусу сообщили, что приостановили работу Балаклавского рудоуправления, обеспечивавшего сырьем комбинаты холдинга на материковой Украине. Произошло это из-за проблем с налогами: компания не может учесть НДС по поставкам из Крыма, а значит, получить налоговый кредит. Аналогичная проблема и у заводов Дмитрия Фирташа — Крымсодой и "Крымским титаном". В Group DF ситуацию не комментируют, но у контрагента Крымского содового — Гостомельского стеклозавода Фокусу подтвердили, что пока поставок нет и будущее их "под большим вопросом".

Выход из ситуации нашли немногие. ДТЭК, владеющая Крымэнерго, стала поставлять крымчанам электроэнергию через государственного экспортера — Укринтерэнерго, поставлявшего электричество в ЕС и в Молдову. Но это скорее исключение из правила — такие возможности есть далеко не у всех.

Невеселые перспективы

"У нас часто рассуждают, кто пострадал от отделения больше: Крым, Украина или Россия, — говорит Фокусу владелец расположенного на Тарханкуте мини-пансионата Виктор. — Я считаю, что пострадали все, но больше других — мелкий и средний бизнес". Виктор всерьез подумывает, не продать ли бизнес, который строил последние пять лет: из десяти номеров у него заняты три, коммунальные услуги подорожали почти вдвое.

Такие настроения — не редкость. На портале Slando.ua сегодня около 1200 объявлений о продаже бизнеса в Крыму, раньше в разгар сезона их было несколько десятков. Тысячи объявлений о продаже производственных комплексов, аттракционов, торговых предприятий или пансионатов можно найти и на российских ресурсах, не говоря уже о сотнях предпринимателей, закрывших бизнес или переместивших его на континент за последние три месяца.

Наталья Гузенко