На рынке мяса — кризис перепроизводства и падение цен. Обычному покупателю от этого легче не станет — розничные цены снижаться почти не будут
С 1 мая любые поставки мяса в Украину по давальческим схемам запрещены. Завозить на территорию страны мясное сырье для переработки и последующего вывоза за границу будет нельзя. Решение было принято в апреле — так правительственные чиновники отреагировали на снижение закупочных цен на внутреннем рынке мяса. По крайней мере, такова официальная версия запрета, который продлится до 1 сентября.
Особые зоны
Кабмин в очередной раз выступил в защиту внутреннего рынка, уступив настойчивым просьбам украинского агробизнеса. Производители мяса жаловались, что не могут сдать свою продукцию на мясокомбинаты, которые предпочитают принимать более дешевое импортное сырье. По словам президента Украинской аграрной конфедерации (УАК) Леонида Козаченко, "ситуация на рынке мяса очень сложная, товаропроизводители не могут реализовать свою продукцию, так как рынок перенасыщен импортным сырьем".
Нарекания аграрного лобби вызывает ввоз сырья через свободные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития (ТПР) из восточных областей страны. С конца 2005 г. они в судебном порядке восстановили льготы, отмененные правительством Юлии Тимошенко. Благодаря льготам мясные импортеры экономили на налогах и пошлинах. Жесткой критике подверглись и запрещенные Кабмином давальческие схемы — их использовали для нелегального ввоза мяса в страну.
В общей сложности, по данным Гостаможслужбы, в 2006 г. в страну было импортировано 230 тыс. тонн мясного сырья, из которых 52% через СЭЗы и ТПРы, а 34% — с использованием давальческих схем. Значительная часть этого сырья была ввезена без уплаты таможенных пошлин и сборов, утверждает председатель Союза птицеводов Украины Александр Бакуменко. Кроме прочего, "не покладая рук" действуют контрабандисты. По оценкам экспертов, объемы мясной контрабанды в Украину сопоставимы с легальным импортом и составляют 200-300 тыс. тонн.
Рынок − наш
Немудрено, что ассоциации сельхозпроизводителей хотят, чтобы государство перекрыло все нелегальные каналы поставок мяса. "В животноводческую инфраструктуру вложено 7,5 млрд. гривен. Но из-за импорта рынок мяса рушится. Бизнес обратился к руководству страны: это банановая республика, а не страна, в которой действуют законы!", — сказал Фокусу Бакуменко. По его словам, на минувшей неделе после очередного совещания в правительстве коммерсантам удалось мобилизовать на борьбу с незаконным импортом Министерство внутренних дел, СБУ, ветеринарную милицию, налоговую администрацию и таможню.
Но эксперты считают, что предпринятые правительством меры не изменят расстановку сил на рынке, поскольку импорт приносит высокий доход. "В Украине существует высокий спрос на мясо, поэтому либо увеличится контрабанда, либо найдут какую-то лазейку в законодательстве, либо опротестуют в судебном порядке и правительственное постановление отменят через пару месяцев", — уверен начальник отдела по вопросам АПК Украинского государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков Антон Порембский. С одной стороны, спрос на дешевое мясо и субпродукты формируют производители консервов, колбас и пельменей, а с другой — розничная торговля в провинции, где из-за низких доходов населения лучше всего продается замороженное куриное мясо.
Впрочем, опасность импорта для украинского рынка несколько преувеличена. Производство мяса в Украине в 2006 г. составило 1830 тыс. тонн. Тогда как импорт, легальный и нелегальный, не превышает третьей части этого объема. По большому счету, аграрное лобби не прочь полностью перекрыть импорт мяса в страну. Например, украинские производители бройлеров хотели бы самостоятельно покрывать потребности внутреннего рынка. В этом их поддерживает и Министерство аграрной политики. "Нам в этом году не нужен будет импорт курятины. Необходимо защищать отечественного производителя и, прежде всего, от импорта", — считает замминистра агрополитики Петр Вербицкий. "В 2007 г. мы работаем только на внутреннем рынке, чтобы закрыть его потребность, и чтобы не нужен был импорт", — вторит ему птицевод Бакуменко.
Защитой национального производителя государство озаботилось уже давно. Ограничительных мер и барьеров, защищающих внутренний рынок мяса, даже до недавнего запрета давальческих поставок было немало. Чтобы ввозить говяжье и свиное мясо в Украину необходимо получить лицензию в Минэкономики. Никто пока не отменял и 10%-х пошлин на все виды импортируемого в страну мяса.
"Национальный агробизнес заинтересован в сокращении всякого импорта мяса в Украину. И активно лоббирует такой запрет. Однако коррупция в государственном аппарате и высокая рентабельность контрабанды разъедают эти усилия", — отметил в интервью Фокусу представитель одного из крупнейших украинских производителей мяса.
Куры по вертикали
Наиболее мощное лобби — это промышленные производители птицы. Они контролируют 56% производства куриного мяса в Украине. Три года подряд по темпам прироста производства птицы (30-40% ежегодно) Украина занимает первое место в мире, где средний темп прироста составляет 3-4%. А вот большая часть производства свинины и говядины пока сосредоточена в подсобных хозяйствах.
Сейчас украинский рынок курятины контролируют менее одного десятка компаний. Большинство из них — это мощные вертикально интегрированные компании, сочетающие полный цикл производства: от выращивания зерна и производства комбикормов до дистрибуции готовой продукции. Две крупнейшие из них: принадлежащий Юрию Косюку "Мироновский хлебопродукт" (торговые марки "Наша Ряба", "Легко", "Сертифицированный Ангус") и "Комплекс Агромарс" (торговая марка "Гаврилівські курчата"), которым владеет нардеп из БЮТ Евгений Сигал, контролируют 60% рынка мяса птицы. Концентрация капитала в этой отрасли действительно впечатляет. Если средний советский колхоз обрабатывал 2-3 тыс. гектаров земли, то "Мироновский хлебопродукт" обрабатывает 130 тыс. гектаров, "Агромарс" — 56 тыс. гектаров.
Во многом благодаря усилиям агробизнеса, всегда активно лоббировавшего защиту внутреннего рынка, цены внутри страны выше, чем на мировых рынках. Закупочные цены на свинину в живом весе в странах ЕС составляют 4-7 грн/кг, в России — 6,5-8 грн/кг. Говядина стоит еще дешевле. Не отличается ситуация и по куриному мясу. Если в США килограмм куриного мяса стоит немногим более доллара, то в Украине цена достигает 7-8 грн.
Однако кроме импортеров, которые тоже хотели бы заработать на разнице цен внутри страны и за ее границами, у национального производителя есть еще одна существенная проблема. Дело в том, что внутренний рынок скоро исчерпает свой ресурс. Уровень потребления куриного мяса на душу населения в Украине составляет 16,5 кг в год. В этом году производители мяса птицы планируют увеличить потребление до 20 кг на человека в год. Столько куриного мяса потребляет средний житель Европейского союза. Дальше расти рынок уже не в состоянии, в том числе, из-за невысокой покупательной способности населения. В украинских семьях затраты на мясо и так составляют пятую часть расходов на продукты. Тогда как в Европе доля мясопродуктов в потребительской корзине семьи не превышает 10%.
Движение по инерции
Перенасыщение рынка — неоспоримый факт. Об этом свидетельствует постоянное снижение цен на мясное сырье с конца 2005 г. По данным Госкомстата, за минувший год цены на свинину и говядину снизились на 13%. В начале нынешнего года падение цен только ускорилось. Министр аграрной политики Юрий Мельник утверждает: "В феврале 2006 г. закупочные цены на говядину снизились на 20%, на свинину — на 30%". Курятина тоже подешевела — за полгода отпускная цена упала на четверть.
В связи со снижением отпускных цен официально декларируемая рентабельность ведущих животноводческих компаний находится на уровне 10-15%. В прошлом году производители свинины и говядины работали на грани убыточности. В этой ситуации выжить смогут только крупные компании, способные мобилизовать капиталы для своего развития. Гораздо сложнее придется небольшим животноводческим хозяйствам, у которых нет собственных перерабатывающих мощностей, и которые вынуждены сдавать свою продукцию на мясокомбинаты. В конкурентной борьбе с крупнейшими компаниями мелкие и подсобные хозяйства обречены на неизбежное вымирание.
Пока мелкие производители борются за выживание, крупные аграрные компании, особенно птицеводы, надеются на увеличение экспорта своей продукции в соседние страны. Он, однако, пока ничтожен: за четыре месяца 2007 г. за границу продано около 7 тыс. тонн украинского мяса. Наиболее привлекательным с точки зрения логистики является рынок России, поскольку туда можно доставлять не замороженное, а только охлажденное мясо. Однако, несмотря на оптимизм национальных производителей, перспективы выхода на российский рынок птичьего мяса вызывают сомнения. Он является стратегическим для США, которые из-за падения спроса после пандемии птичьего гриппа потеряли значительные доли традиционных рынков. Это означает, что усилиться им нужно в другом направлении. Россия является в этом плане идеальным вариантом.
В 2006 г. украинский рынок уже сталкивался с перепроизводством куриных яиц. Однако выйти на внешние рынки национальному производителю не удалось — странам ЕС своих яиц хватает, а в России тоже наблюдалось перепроизводство. Так что готовые к выходу на внешние рынки птицефабрики за пределами Украины никто не ждет.
А значит, цены внутри страны будут падать. Вот только рядовой потребитель этого не почувствует. Несмотря на то, что за последние несколько месяцев цены почти на все виды мяса снизились в среднем на 20%, это не сильно отразилось на ценах на потребительском рынке — они снизились только на 5-6%. Аграрии объясняют это политикой крупных торговых сетей, которые предпочитают оставлять разницу себе. Источник в одной из сетей сообщил Фокусу, что "предпосылок для снижения розничных цен нет, поскольку спрос на мясо остается высоким".
Откуда привозят мясо в Украину