Запад объявил России войну. Она приняла вызов
Включение Сбербанка России, не имеющего отношения к геополитическим процессам, в санкционный список разрушает основы функционирования глобальной финансовой системы" — так крупнейший банк РФ отреагировал на решение ЕС закрыть ему доступ к долгосрочным кредитам. На самом деле в ближайшей перспективе никаких реальных экономических последствий для Сбербанка России, чьи активы составляют порядка $504 млрд, санкции ЕС не несут. А вот психологический эффект от запрета брать в долг будет велик. Деньги любят тишину, и если клиенты главного государственного банка России, которых сейчас более 107 млн, запаникуют, финансовая система страны окажется на грани краха. Хотя Запад все еще оставляет России пути к отступлению, Кремль решил воевать. То же решила и Украина.
Не лыком шиты
Арсений Яценюк / Фото: пресс-служба Кабмина
В конце июля премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Кабмин создал комитет по введению санкций против России.
В него вошли представители МИДа, Минэкономики, а также финансового блока правительства. Фокусу удалось раздобыть предварительные рекомендации Минэкономразвития и торговли. Согласно им, Украина в ближайшее время должна усилить защиту страны от негативного информационного воздействия российских СМИ, укрепить границу с Россией, а также заявить о бойкоте всех международных мероприятий на территории РФ. Кроме этого, наша страна введет персональные санкции. Они коснутся россиян, прямо или косвенно поддерживающих террористов. Им запретят въезд в Украину, а их активы, включая банковские счета в нашей стране, скорее всего, заморозят.
Самые жесткие действия правительства будут созвучны санкциям третьего уровня США и ЕС. Под запретом должны оказаться предприятия военно-промышленного комплекса России, имеющие интересы в Украине. Отечественным компаниям запретят любые операции с такими фирмами. Под санкции могут попасть страховые компании и банки с российским капиталом. Если это произойдет, правительство, скорее всего, пойдет по дорожке, проторенной Западом, который уже ввел санкции против Сбербанка России и Внеш-экономбанка. Их дочерние структуры в нашей стране — Сбербанк России (Украина), а также Проминвестбанк – возможные претенденты на санкции уже со стороны украинских властей. В этом списке, по информации правительственного источника Фокуса, может оказаться и другой российский финансовый гигант – ВТБ. Совокупный размер активов этих банков, по данным НБУ, составляет порядка 12% всего банковского рынка Украины. Обсуждается также возможность запрета российским компаниям участвовать в приватизации и государственных тендерах.
Из сделанного — Кабмин отказался от поставок в Россию продукции, которую можно использовать для изготовления оружия. Этого еще в июне требовал президент Петр Порошенко. А Госагентство по вопросам кино в конце июля не допустило к прокату два российских фильма: "Поддубный" — о легендарном украинском борце, а также "Белая гвардия" по роману Михаила Булгакова. "Из-за пренебрежения к украинскому языку, народу и государственности", — сказано в официальном пояснении Госкино.
Разрушительная волна Штатов
Барак Обама / Фото: Getty images
Третий пакет санкций США, введенный в действие в середине июля, затронул несколько секторов экономики РФ: нефтегазовый, финансовый, машиностроительный и военно-промышленный. Теперь любые найденные в Штатах активы таких российских оборонных гигантов, как "Калашников", "Созвездие", "Радиоэлектронные технологии", "Уралвагонзавод" и так далее, будут заморожены.
В отличие от предприятий ВПК, имущество российских Газпромбанка, Внешкомбанка, а также компаний "НоваТЭК" и "Роснефть", которые также попали в список санкций США, замораживать не будут. Для них американское Управление по контролю за иностранными активами заблокировало лишь доступ к долгосрочным (более 90 дней) кредитам американских банков.
"Впервые после начала войны на востоке Украины введены санкции против крупнейших, приближенных к Путину компаний — "Роснефти", "Газпромбанка", "ВЭБ", "НоваТЭК", — пояснил поведение американцев российский оппозиционер Борис Немцов. — Удар нанесен по Газпрому, который производит расчеты через Газпромбанк, и по крупнейшей нефтяной компании страны "Роснефть". Введенные санкции могут привести к дестабилизации банковской системы, сокращению золотовалютных резервов и девальвации рубля".
Спустя две недели после крушения малайзийского "Боинга" над Донбассом долгосрочных американских кредитов лишились еще три российских финучреждения. На этот раз под удар попали Банк Москвы, ВТБ и Россельхозбанк. В черном списке оказалась и крупнейшая судостроительная компания РФ — "Объединенная судостроительная корпорация". Ее активы на территории США заморозят.
Жесткий ЕС
Ангела Меркель / Фото: Getty Images
Вслед за США деятельность российских банков, в которых государственная доля превышает 50%, на своем финансовом рынке ограничил и Евросоюз. Таких в РФ пять: ВТБ, Внешэкономбанк, Сбербанк России, Газпромбанк и Россельхозбанк. Кроме этого, Брюссель обязал Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития свернуть финансирование новых проектов в РФ. Введено также эмбарго на поставки оружия, оборудования для нефтяной отрасли и товары двойного назначения — от ядерных реакторов до всевозможных составляющих ракетной техники.
Черный список Евросоюза пополнили производитель систем противовоздушной обороны "Алмаз-Антей", "Добролет" — единственный российский лоукост, осуществлявший ежедневно 6 рейсов из Москвы в Крым и обратно, а также Российский национальный коммерческий банк, успевший стать главным игроком на финансовом рынке оккупированного полуострова.
Новые санкции Европы будут действовать год, начиная с первого августа. Правда, ЕС оставил за собой право через три месяца их пересмотреть. "Это максимальный срок, за который АТО, по оценкам ЕС, должна закончиться, — говорит Андрей Мовчан, финансист и управляющий партнер российской ИК "Третий Рим". — Запад специально оставил себе легальную возможность приостановить санкции по прошествии этого времени. Так что сейчас России и Путину дан сигнал: дескать, все еще можно исправить, спустив конфликт в Украине на тормозах".
Эффект бумеранга
Глава "Газпрома" Алексей Миллер / Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
В МИДе России санкции прокомментировали спустя сутки после их введения. Сделали это в традиционной для себя манере, обвинив ЕС в потакании требованиям Вашингтона и пообещав, что "переход к "третьей волне" санкций скажется на экономической ситуации в EC не в меньшей степени, чем в России".
Обиженная Россия теперь обещает взвинтить цены на европейском энергетическом рынке. В первую очередь за счет контроля Газпромом львиной доли европейского рынка газа. В ближайшие годы уйти от российской газовой зависимости не смогут Болгария, Чехия, Словакия, Австрия, Венгрия и Греция. По подсчетам МВФ, более 50% потребляемого ими газа — российский. Так что любые инициативы Кремля по удорожанию голубого топлива для ЕС воплотить в жизнь будет несложно.
В Госдуме тут же разработали законопроект, вводящий в правовое поле России понятие "страна-агрессор". Согласно документу, "агрессором является государство, вводящее санкции в отношении Российской Федерации, граждан РФ и российских юридических лиц". Компаниям, зарегистрированным в таких странах, а также их дочкам в самой России будет запрещено работать в РФ. В первую очередь западным аудиторским фирмам. "В санкционный список попадут как минимум шесть крупных американских аудиторских и консалтинговых фирм, работающих в России, — заявляет автор законопроекта, член фракции "Единая Россия" Евгений Федоров. — Это Deloitte, KPMG, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Boston Consulting Group, McKinsey". Тем самым депутат хочет закрыть доступ западных аудиторов к финансовым делам крупнейших отечественных компаний, независимой оценкой которых в основном занимаются иностранные фирмы.
Но главный конек россиян — торговые войны. Их в течение последних 10 лет только украинским товаропроизводителям Москва объявляла 9 раз. Сейчас, к примеру, Россия полностью блокирует ввоз украинской продукции в Крым, заявляя о ее несоответствии санитарным нормам РФ. "Российская сторона не разрешает ввозить на территорию АРК кукурузу, кукурузную крупу, сою, соевую муку, семена подсолнечника, консервацию, молочную продукцию, безалкогольные напитки", — говорится в официальной реакции Государственной фискальной службы Украины.
Теперь торговые войны с Россией грозят не только нашей стране. Российский президент уже дал понять, что больно будет всем. "Санкции, как правило, имеют эффект бумеранга, – сказал Владимир Путин. – Они загоняют российско-американские отношения в тупик, наносят им серьезный урон и противоречат долгосрочным стратегическим интересам США". Москва уже заявила о возможном запрете импорта курицы из США и фруктов из Европы. Если Россия снова объявит войну "ножкам Буша", как это было в 2002 году, США потеряет около 7% рынка сбыта мяса птицы. Кроме того, Россельхознадзор, контролирующий пищевую безопасность импортируемых продуктов, начал проверять используемый в "Макдоналдс" сыр на наличие антибиотиков.
Убрать конкурента
Кремль / Фото: airpano.ru
Санкции Запада имеют не только прямое действие на российские компании. С их помощью США и ЕС вручили Кремлю своего рода черную финансовую метку: из-за слишком высоких рисков кредиторы теряют интерес к российским компаниям, даже к тем, которых нет в санкционных списках. Тому подтверждение — последний отчет Bloomberg, согласно которому впервые за пять лет в течение всего июля ни одна российская компания не получила кредиты в долларах, евро или швейцарских франках.
Впрочем, проблема не только в доступе к иностранным капиталам. Россия столкнулась с серьезными репутационными потерями. Это уже отразилось на настроении инвесторов. По данным Renaissance Capital Ltd., в июле отток капитала из России составил $2,5 млрд. "Будущие потери оценить тяжело, — констатирует Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа. — Журнал The Economist назвал сумму порядка $100 млрд. Думаю, они не ошиблись. В эту сумму входят и недополученные кредиты, и "сбежавший" капитал. Есть еще и косвенный эффект — сколько инвестиций теперь не придет".
Нынешние санкции Запада — усиление экономического давления на Россию. Следующие шаги должны быть еще серьезнее. Европа может отказаться от российского газа. Партнер консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин говорит, что это вполне возможно в течение ближайших 7–8 лет. Это позволит ввести эмбарго на закупку российской нефти. Если США и ЕС пойдут на такой шаг, экономика РФ окажется в нокауте. "Цель стратегии, которой сейчас придерживается Запад в отношении России, не только желание помочь Украине, — уверен Андрей Мовчан. — Задача США связана с перераспределением влияния на разных рынках, в том числе нефтегазовом". Каких-то чисто экономических выгод от санкций нет и для ЕС. Просто Россия — очень непредсказуемый партнер и ее выгодно нейтрализовать на политической арене.
Станислав Мирошниченко, Юлия Самсонова