Понижение цены на нефть ниже $100 за баррель заставит Кремль всего лишь поморщиться. Страны ОПЕК вряд ли допустят дальнейшее удешевление "черного золота". Более существенно навредить российским нефтяникам могут новые финансовые санкции
В понедельник, 8 сентября, октябрьские фьючерсы на нефть Brent на Лондонской бирже подешевели до $100,20 за баррель. На Нью-Йоркской товарной бирже нефть этой марки в понедельник торговалась чуть выше указанной отметки.
В то же время стоимость фьючерса на нефть марки WTI на октябрь в Нью-Йорке 8-го числа упала до $92,66 за баррель.
Во вторник, к полудню по киевскому времени, данная тенденция почти не изменилась. Октябрьские фьючерсы на нефть марки Brent на Нью-Йоркской площадке стоили $99,99, WTI – $93,21.
В агентстве Bloomberg прогнозируют и дальнейшее удешевление марки Brent на фоне новостей об увеличении суточной добычи нефти в Ливии до 740 тыс. баррелей, о чем в понедельник заявил представитель ливийской энергетической госкорпорации National Oil Corp. Мохамед Эльхарари (Mohamed Elharari).
Учитывая, что нефть марки Brent исторически влияет на формирование стоимости экспортной российской нефтяной смеси Urals, многие эксперты уже поспешили высказаться о начале конца для российской казны – больше половины доходов бюджета РФ формируется за счет экспорта нефти и газа.
Дальше некуда
Тем не менее, украинские эксперты рынка углеводородов не согласны с тем, что Россию ждут черные дни после преодоления барьера в $100.
"Да, сейчас мы наблюдаем нисходящий тренд, но он пока находится в тех границах, которые прогнозировались в начале нынешнего года – Brent от $95 до $115 за баррель с незначительными отклонениями. И ниже $95 цена не опустится. Существуют, конечно, субъективные причины в виде, к примеру, договоренностей между странами-членами ОПЕК и США. Но эта вероятность очень мала, так как в ОПЕК неоднократно утверждали, что их устраивает цена в $100", – сказал Фокусу директор энергетических проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
Такой же позиции придерживается и Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы А-95. "В низких ценах никто, кроме, разве что, потребителей, не заинтересован: ни США, ни арабы, ни тем более Россия. Никому это не нужно", – отметил он.
По словам Рябцева, критичной для Кремля может стать стоимость барреля российской экспортной смеси в районе $80-90, тогда как сейчас Urals торгуется на отметке $95 за баррель. Но даже это, уверен эксперт, лишь "заморозит" увеличение финансирования по отдельным бюджетным программам на 2015 год.
"Если цена барреля смеси Urals будет 2-3 месяца держаться ниже $90 – вот тогда это окажет существенное влияние на выполнение бюджетных обязательств России. Тогда все дополнительные социальные обязательства российского бюджета выполнены не будут, а расширение финансирования по другим программам на будущий год приостановят", – предполагает Рябцев.
Курс на Китай
Между тем, сегодня слишком велика вероятность введения Евросоюзом новых санкций против России, вызванных открытым военным вмешательством и эскалацией конфликта в Донбассе.
По появившейся ранее информации, новый пакет санкций будет предусматривать, помимо прочего, запрет продажи акций и облигаций со сроком обращений свыше 30 дней компаниями "Газпром нефть", "Роснефть" и "Транснефть".
При этом западные санкции уже коснулись российского нефтяного рынка: с 1 августа ЕС ограничил экспорт в Россию судов, буровых платформ, труб и другого оборудования, используемого при нефтедобыче на российском шельфе в Арктике.
Кроме того, в западной деловой прессе уже обсуждается и вероятность введения в будущем запрета на заключение новых соглашений в рамках шельфовых проектов на территории российской Арктики.
Единственной заменой, хотя и не панацеей от ограничений Запада, является сотрудничество с Китаем. Министр энергетики РФ Александр Новак на встрече своих коллег из стран АТЭС в Пекине 2 сентября назвал внушительный перечень совместных с КНР проектов в нефтяной сфере. От совместной разработки Среднеботуобинского и Ванкорского месторождений в Сибири силами "Роснефти" и CNPC до строительства Тяньцзиньского НПЗ этими же компаниями.
Надо полагать, что именно с прицелом на поставки нефти и получение доли в будущих разработках CNPC так активно кредитует российских нефтяных гигантов. Так, в 2009 году китайцы предоставили отягощенной долгами после покупки ТНК-ВР "Роснефти", а также "Транснефти" кредиты на $25 млрд. И если россияне потеряют возможность занимать у Запада, у них останется только один источник – деньги Поднебесной.