Разделы
Материалы

Трехсторонний пакт. Почему экономика обусловила "перемирие" в Донбассе

Андрей Блинов
Фото: AP

Дальнейшее развитие событий на востоке Украины больше зависит от экономики. Продолжение войны разорительно и для Украины, и для России, и для ЕС

Расчет Кремля, подначивающего донецко-луганских сепаратистов в дни "русской весны", очевидно, был на скоротечную кампанию. Ее ключевые элементы: всколыхнуть народные массы юго-востока, поднять их на борьбу с "хунтой", организовать псевдонародные республики, провести на скорую руку референдумы о независимости, организовать конфедерацию "Новороссии" и начать переговоры с Киевом о смене внешнеполитического вектора либо о признании потери юго-востока. И все это густо замешать на экономическом давлении, прежде всего обрушении экспорта.

Ставке на блиц, безусловно, способствовала кампания по аннексии Крыма. На нее Запад отреагировал растерянностью и заявлениями о недопустимости пересмотра послевоенных границ в Европе.

И хотя получение Москвой контроля над Крымским полуостровом изменило баланс сил в Черноморском регионе, для глобальной экономики оккупация Крыма прошла незаметно. Киев лишился необходимости финансировать дотационный полу­остров. А для Москвы потратить 2,5% общероссийского бюджета на развитие Крыма не представляет особой проблемы. Учитывая то, что на национальную безопасность и оборону сегодня уходит 22% федерального бюджета.

Однако это было в марте. То, что вооруженный конфликт в Донецкой и Луганской областях не удалось разрешить за короткий промежуток времени, означает кардинальное изменение экономической диспозиции.

Украина. Спокойно: падаем

Правительству Арсения Яценюка пока не удается покрыть дефицит платежного баланса за счет внешнего финансирования

Для Украины длительный вооруженный конфликт смерти подобен. Мало того что боевые действия ведутся на территории государства и в нем гибнут самые инициативные и патриотически настроенные граждане, это еще и прямая дорога к экономическому сепсису. Неслучайно Международный валютный фонд в аналитических материалах, посвященных первому пересмотру программы stand-by с Украиной, говорит о пессимистическом сценарии. В частности, эксперты МВФ предполагают, что в этом году страну ожидает огромный дефицит публичных финансов. То есть не только бюджета Украины, но и Пенсионного фонда, а также НАК "Нафтогаз Украины". По прогнозам МВФ, по итогам 2014-го в случае реа­лизации пессимистического сценария (то есть продолжения боевых действий на востоке) он составит 11,5% ВВП. Это, согласно заложенным в прогноз расчетам, около $14 млрд.

Кроме того, Украина испытывает значительный отток валюты. Как свидетельствуют данные Нацбанка, за первые семь месяцев года сводный дефицит платежного баланса составляет $4,5 млрд. И это при том, что страна в первой половине года практически не платила за импортируемый газ (долг перед Газпромом составляет $4,5 млрд). Кстати, данные платежного баланса показывают, что, несмотря на девальвацию, импорт продолжает превышать экспорт (на $2 млрд за январь — июль).

При этом чистые поступления (то есть за вычетом выплат) от МВФ в 2014 году запланированы на уровне $3,7 млрд. Еще $5,3 млрд должны поступить от других международных организаций, ЕС, национальных правительств. Это говорит о том, что внешнее финансирование и близко не покрывает двойной дефицит Украины. А именно это было ключевой позицией экономической концепции правительства Арсения Яценюка. Иначе — неизбежные бунты против безработицы, холодных квартир и растущих цен.

Руководители самопровозглашенных республик на территории Донецкой и Луганской областей тоже борются за лояльность населения. Очевидно, в их интересах наладить хоть какие-то элементы мирной жизни, показав, что при "народных рес­публиках" тоже могут работать органы социальной защиты, предприятия, банки.

"ДНР" и "ЛНР" территории покинуло около полумиллиона экономически активного населения

О том, как решать эту проблему, Александр Захарченко, именующий себя "предсовмина ДНР", уже рассказал. Он предположил обращение российского рубля на территории "Новороссии". "Пока идет война, о введении своей валюты мы не думаем", — заявил Захарченко. В свою очередь, территории, не контролируемые киевской властью, НБУ отключает от системы электронных платежей и ограничивает завоз туда наличных денег.

Однако работа отраслей экономики парализуется еще и дефицитом трудовых ресурсов, что никогда ранее не было проблемой в Донбассе.

На территориях, подконтрольных "ДНР" и "ЛНР", согласно статистике мирного времени, проживает около 2,2 млн человек. Как свидетельствуют данные Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН, из региона выехали 121 тыс. человек в Россию, еще 260 тыс. — в другие регионы Украины. По неофициальным данным, количество людей, покинувших мятежные области, значительно больше и составляет не менее 500 тыс. жителей — то есть выехал каждый четвертый.

Преимущественно регион покидают люди обеспеченные, среди которых высок удельный вес так называемых синих и белых воротничков. Вернуть их на места постоянного проживания и убедить остальных жителей региона, что они будут иметь возможность получить рабочие места, — вряд ли выполнимая задача для руководителей "ДНР" и "ЛНР".

Россия. Умиротворение агрессора

Экономические интересы России связаны с санкциями, которые налагают на Москву Соединенные Штаты и Евросоюз. Однако эти ограничения, как правило, касаются узкого круга лиц или влияют на долгосрочные перспективы развития РФ. Поэтому все три волны санкций считаются малоэффективным средством "умиротворения агрессора". Во-первых, потому, что не лишают население и предприятия возможности рассчитываться в валюте инициаторов санкций — долларах и евро. Во-вторых, потому, что санкции не приводят к ограничению реализации продукции ключевым сегментом российской экономики.

Добыча углеводородов в РФ составляет менее 10% ВВП. Но нефтегазовая отрасль приносит в федеральный бюджет 46% всех доходов и дает до 80% всех экспортных поступлений.

В отношении газового сектора ограничения вообще не вводятся — они блокируются Европой. А нефтяной сектор будет ощущать последствия таких санкций лишь в долгосрочной перспективе, поскольку ограничения введены на поставку технологий, а также средне- и долгосрочное зарубежное кредитование отрасли.

Если проанализировать данные экспорта, динамику бюджетных поступлений и социально-экономические показатели, получается, что конфликт последних месяцев не оказал никакого влияния на уровень жизни среднестатистического россиянина.

Чего же тогда опасается Кремль? В обозримой экономической перспективе — двух вещей.

Первая — отток капитала. Этот фактор разлагает российскую экономику уже не первый год. По данным платежного баланса РФ, отток капитала (чистый ввоз/вывоз капитала банками и предприятиями) из страны составил в первом полугодии 2014-го $74,6 млрд (в первой половине 2013 года было $33,7 млрд). Этот отток лишь наполовину покрывается позитивным торговым сальдо. А значит, золотовалютные резервы будут постепенно таять (правда, при таком темпе их хватит на десяток лет). И главное — Россия будет все больше технологически отставать от ведущих государств мира. А ее экономическая модель развития, таким образом, терять остатки своей привлекательности как для собственных граждан, так и для жителей сопредельных государств.

Второй риск — оружие более скорострельное. Эскалация конфликта, превращение его из локального в региональный, а в перспективе — общеевропейский, означает новую волну экономического кризиса в Европе. А это не может не стать причиной общемирового кризиса. Что неминуемо повлечет стремительный обвал цен на сырьевые ресурсы, в том числе энергетические. Достаточно вспомнить, не углубляясь далеко в историю, 2008 год, когда нефтяные котировки за считаные недели упали со $147 до $40 за баррель.

Для России, чей бюджет сверстан исходя из цены не ниже $93 за баррель, это серьезнейший удар, который означает двухкратное снижение доходов бюджета в течение нескольких месяцев.

Такая ситуация потребует секвестра расходов не только на военные, но и социальные нужды. В свою очередь, это нивелирует те преимущества, которые есть у российских граждан в области социального обеспечения. А именно они были вовсю задействованы при пропаганде перехода полуострова Крым под российский стяг.

Евросоюз. Страх холодной зимы

Любопытно, что у Евросоюза интересы схожи с российскими. Уже во втором и третьем кварталах наметилась рецессия в Германии, замедлились темпы роста в других ведущих странах ЕС. Европейский центральный банк 4 сентября был вынужден снизить базовые процентные ставки до рекордного минимума и объя­вить о запуске программы количественного стимулирования экономики. Ежемесячный отчет министерства финансов ФРГ прямо указывает на связь между снижением темпов экономического роста в Германии и санкциями против РФ, а также углубляющимся кризисом в Украине.

Для Европейского союза Россия является четвертым по значению рынком сбыта на планете (после США, Китая и Швейцарии) — туда отправляется 7% товаров, произведенных в 28 странах — членах ЕС. И даже если предположить, что Европа готова пожертвовать емким восточным рынком, то, как следует из заявлений еврокомиссаров, она панически боится остановки поставки энергоносителей из РФ этой зимой.

Итак, стороны конфликта убедились в том, что победу в противостоянии одержит тот, кто выиграет его экономически. Точнее, проиграет меньше других.

Может ли случайный выстрел во­зо­бновить острую фазу конфликта? Едва ли.

Если горячая фаза возобновится, это будет означать, что как минимум одна из сторон нашла для себя источник минимизации описанных выше рисков.