Второй за два года рекордный урожай принесет прибыль только экспортерам. Остальным аграриям придется бороться с последствиями падения курса гривны, снижая издержки, реструктуризируя кредиты и сокращая посевы
Этой осенью практически все новости об АПК так или иначе сползали на тему войны: обстрелов, пожаров, боевых действий и невозможности собрать или вывезти собранное. Но к ноябрю стало понятно, что война мало повлияла на отрасль — в Украине собрали очередной рекордный урожай.
"Урожайность ранних зерновых была рекордной", — говорит директор агропроизводственного департамента группы "Агротрейд" Александр Воскобойник. По его данным, урожайность, к примеру, озимой пшеницы оказалась на 21% выше, чем в 2013-м, а по сравнению с показателями трехлетней давности она выросла в 1,5 раза. То же самое и по ячменю: нынешние 38,7 центнера с гектара, по словам Воскобойника, почти на 50% больше, чем в 2012 году.
Но прирост не помог "Агротрейду" завершить 2013/2014 маркетинговый год в плюсе: хотя объем внешней торговли составил рекордные 1,2 млн тонн, по словам исполнительного директора группы Николая Гринченко, компания впервые завершает год с убытками.
Упали вместе с гривной
В отличие от "Агротрейда", угодья которого расположены далеко от зоны военных действий, часть полей агрохолдинга HarvEastHolding находится в Донецкой области. Из-за военных действий вокруг областного города в августе и сентябре пришлось перестраивать логистику, тем не менее экспортный сезон компания, как и год назад, начала через морпорт Мариуполя. Более того, как утверждает гендиректор Саймон Чернявский, итоговая урожайность на 30% выше, чем в прошлом году.
Похвастаться подобным результатом могут многие компании. В целом, по предварительному прогнозу аналитической компании "ПроАгро", валовой сбор этого года будет как минимум на 0,3% выше прошлогоднего рекорда в 59,6 млн тонн. Экспорт при этом вырастет до 33,19 млн тонн, но большинство агрокомпаний все равно говорят об убытках.
Прибыль от высокого урожая "съела" девальвация гривны. Поскольку к валюте привязаны многие расходы — топливо, удобрения, средства защиты растений, сельхозтехника, — двукратный рост курса в среднем по рынку увеличил себестоимость сельхозпродукции в среднем на 20–25%.
Одним из самых болезненных ударов для аграриев стал рост цен на удобрения. К примеру, стоимость селитры подскочила на 70%: приблизительно с 3 тыс. грн за тонну в начале года до 4,6–4,7 тыс. грн в октябре. Кроме курса гривны и подорожания газа причиной роста цен на удобрения стал запрет на использование газа из подземных хранилищ. Как рассказали в "Мироновском хлебопродукте", этой осенью на рынке наблюдаются перебои с поставками удобрений. По прогнозам аналитиков консалтинговой компании "Инфоиндустрия", к февралю 2015-го селитра подорожает до 5,1–5,2 тыс. грн за тонну.
Чтобы увеличить, нажмите на изображение
Некоторые аграрии попытались заменить минеральные удобрения украинского производства или стран СНГ более дорогими, но и более качественными — из государств дальнего зарубежья. Так, по словам Александра Воскобойника, поступили в "Агротрейде" при посеве озимой пшеницы, одновременно уменьшив объем удобрений на гектар. Но большинство компаний просто сократили эту статью расходов — в итоге потребление упало до уровня кризисного 2008 года. "Например, аммиачной селитры фермеры приобрели всего 650 тыс. тонн, при том что даже без учета восточных областей планировалось закупить 1,8 миллиона тонн", — приводит пример директор "Инфоиндустрии" Дмитрий Гордейчук.
В перспективе все это может привести к падению урожая после рекорда 2008-го (более 53 млн тонн), как это было в 2009-м, когда урожай зерновых составил лишь 46 млн тонн.
Импорт, экспорт и долги
Больше всего от девальвации пострадали аграрии, работающие исключительно на внутренний рынок. Ориентированным на экспорт компаниям падение гривны даже принесло определенную выгоду. "Продукция масложировой отрасли практически на 100% ориентирована на экспорт, поэтому девальвация дала серьезную прибавку к прибыли", — говорит Фокусу председатель правления группы "Креатив" Юрий Давыдов. По его словам, около 80% издержек компании — в гривне, при том что более 70% доходов она получает в валюте. Соглашается с ним и Саймон Чернявский, он отмечает, что девальвация гривны перекрыла негативный эффект от снижения цен на мировом рынке. Кроме того, значительную часть расходных материалов HarvEastHolding закупил заранее, еще по старому курсу — в итоге, себестоимость продукции в гривне по сравнению с 2013-м выросла всего на 3–15% в зависимости от культуры.
Впрочем, даже ориентация на экспорт не помогла компаниям, имевшим большой кредитный портфель. Так, в 2014-м на грани банкротства оказалась "Мрия Агрохолдинг", в марте 2011-го разместившая пятилетние еврооблигации на $250 млн со ставкой в 10,95% годовых, а в 2013-м увеличившая сумму займа еще на $400 млн. О проблемах с погашением долгов заявил и "Милкиленд". Еще в прошлом году обе компании без проблем нашли бы деньги на рефинансирование, но сейчас это практически нереально. По данным Минагропрода, за девять месяцев аграрии сумели привлечь 8,1 млрд грн кредитов — на 3,1 млрд меньше, чем за аналогичный период 2013-го. Причем под 22–25% в гривне. Вопрос даже не в стоимости кредитов. Большинство из них были выданы в начале года, а сейчас банки отказываются кредитовать, ссылаясь на отсутствие денег.
Не имея возможности получить кредит, многие компании сокращают инвестпрограммы. По прогнозу Центра "Институт аграрной экономики", объемы капитальных инвестиций в сельское хозяйство в этом году составят 17 млрд грн, что на 7% меньше, чем в 2013-м. Инвестировать продолжат разве что те, кто не пострадал от падения гривны, или те, кто рассчитывает увеличить экспорт.
Новые возможности
И все же в этом году у аграриев был как минимум один повод для оптимизма. Это Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, вступившее в действие 1 ноября. Для украинской пшеницы, остальных зерновых или подсолнечного масла, которые и так активно экспортируются по всему миру, это возможность не платить пошлины хотя бы за часть отгруженного. Для производителей сахара, курятины и молочных продуктов это еще и возможность утвердить себя на мировом рынке.
Открытие рынка Европы повышает инвестиционную привлекательность украинских производителей, продукция которых предназначена для ЕС. Кроме того, это заставляет компании оторваться от традиционной привязки к российскому рынку, на долю которого до недавнего времени приходилось около трети украинского агроэкспорта. "В отличие от непредсказуемой России, в Европе понятные правила игры", — говорит генеральный директор Индустриальной молочной компании Алекс Лисситса.
Выполнить все требования Евросоюза к экспорту нелегко — чтобы компания начала поставлять свою продукцию, ей надо пройти ряд проверок, которые длятся по нескольку месяцев. Однако для многих украинских производителей это уже пройденный этап: в следующем году на рынок ЕС будут поставляться не только зерновые и масла, но и яичный порошок, курятина и, возможно, свинина. А по словам Виктора Иванчика, совладельца и руководителя "Астарты-Киев" (крупнейшего производителя сахара в Украине), даже те пару десятков тысяч тонн сахара, которые разрешено ввозить в ЕС, положительно повлияют на рынок Украины: стабилизируют цены и заставят компании работать над качеством конечного продукта.
При этом ЕС — далеко не единственный рынок, на который рассчитывают украинские аграрии. Производители подсолнечного масла надеются на рост потребления на рынках MENA (Middle East and North Africa), в Китае и в Индии. "Чуть больше чем за год работы нашего представительства в КНР группа экспортировала около 200 тысяч тонн продукции, что позволило стать самым крупным экспортером подсолнечного масла в Китай среди украинских компаний", — приводит в пример свою компанию Юрий Давыдов из "Креатива". В сторону Азии смещаются и интересы зернотрейдеров. По словам ведущего трейдера "Агротрейда" Елены Кириченко, экспортеры зерновых сейчас изучают рынки Южной Кореи, Филиппин, Малайзии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Куда бы ни экспортировали компании, главное, чтобы цены на мировых рынках покрывали издержки и позволяли заработать. В 2014-м шанс на это есть, в отличие от прошлого года. Так, по данным агентства IGC, в октябре индекс мировых цен на зерновые и масличные культуры GOI IGC по сравнению с сентябрем увеличился сразу на 6%. Если рост цен продолжится и в ноябре, аграрии как минимум смогут окупить издержки от падения курса гривны и роста себестоимости. А как максимум — получить прибыль, позволяющую сохранить объем посевов и собрать рекордный урожай и в следующем году.