Разделы
Материалы

Санкции убивают Россию. Все цифры

Александр Голубов
Фото: AP

В то время как Кремль заявляет, что санкции Запада ему не страшны, их последствия уже ощущает вся Россия

На улицах Москвы раздают футболки с надписями "Тополь санкций не боится" с изображением одноименного ракетного комплекса, несущего термоядерную боеголовку. Так организаторы акции "Модный ответ — санкциям нет!" хотят продемонстрировать всему миру, что России западные санкции нипочем. Остатки сомнений на этот счет в умах россиян пытается развеять Владимир Путин. Выступая на инвестиционном форуме "Россия зовет!", хозяин Кремля заявил, что санкции Запада не только не эффективны, но даже полезны для российской экономики.

Впрочем, показной оптимизм российской власти — не более чем пропагандистская уловка, за которой на самом деле скрывается обман. Директор Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг заверяет, что санкции уже дали эффект. "Я с самого начала конфликта предупреждал, что не надо смеяться над санкциями, — заявил экономист Фокусу. — Для нас это будет серьезным ударом".

Атака на нефть

Первый звоночек для российской экономики, завязанной на экспорте углеводородов, прозвучал в конце сентября. Тогда американский нефтяной гигант Exxon Mobil заявил о сворачивании девяти из десяти совместных проектов с крупнейшей нефтедобывающей компанией России "Роснефть". Бурение скважины "Университетская-1" в Карском море решили продолжить исключительно из-за возможных негативных последствий замораживания проекта для окружающей среды в регионе. Россияне только на геологической разведке нефтяных месторождений теряют около $3,2 млрд инвестиций Exxon Mobil. Но основные потери российской нефтяной отрасли впереди — блокирование доступа к американским технологиям, необходимым для добычи нефти на морском шельфе, может в разы уменьшить ее добычу.

В апреле этого года Владимир Путин оценил объем нефтегазовых доходов России приблизительно в $219–222 млрд, что составляет около 58% всех поступлений российского бюджета. Таким образом, санкции против нефтяных компаний — это удар не только по самой отрасли, но и по бюджету России.

Действие санкций усугубляется стремительным падением цен на нефть, в котором многие экономисты усматривают сговор США и саудовских шейхов. Еще 1 октября стоимость барреля нефти марки Brent опустилась ниже уровня $96 — критического показателя для российского бюджета 2015 года, рассчитанного под эту цифру. А 1 декабря цена черного золота этой же марки достигла отметки $69,66 за баррель. Если нефть не подорожает, а предпосылок к этому нет, в следующем году Россия не сможет в полном объеме профинансировать запланированные бюджетные расходы.

Капитал улепетывает

Нефтяная промышленность — далеко не единственная жертва западных санкций. Мощный удар нанесен по банковскому сектору. По словам российского экономиста Сергея Журавлева, те пять государственных банков, которые подверглись санкциям, являются лидерами по вовлеченности в зарубежные финансовые рынки. Особенно это касается Кипра — до недавнего времени главного офшора Европы, на котором во многом были завязаны финансовые потоки России. "Кипр, будучи членом ЕС, также вынужден вводить ограничения", — отметил Журавлев в своем комментарии Фокусу.

Ограниченный доступ российских банков к внешнему финансированию приведет к масштабному кредитному кризису в России. Такой прогноз дает рейтинговое агентство Moody"s, отмечая, что без доступа к рынкам европейского и американского капитала российские компании не смогут погасить свои долги.

Сергей Журавлев прогнозирует, что для тех компаний, которые попали под действие санкций, первые проблемы начнутся еще раньше — в декабре этого года, когда российским банкам и корпорациям, по данным российского Центрального банка, суммарно придется погасить около $32 млрд долгов. А по словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, до конца следующего года частным компаниям и банкам РФ нужно будет выплатить более $160 млрд внешних долгов. Канал финансирования, которым они пользовались, оказался перерезанным.

Связанное с санкциями ухудшение условий для ведения бизнеса заставляет зарубежных инвесторов спешно выводить из России свой капитал. По официальным прогнозам российских властей, к концу 2014-го этот показатель должен был составить $100 млрд. Но уже сейчас в Кремле понимают, что дела идут намного хуже. По данным информационного агентства Bloomberg, во время встречи с инвесторами в Сингапуре министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что чистый отток капитала из России в 2014 году может достичь $130 млрд. Банк России вынужден констатировать, что за первые девять месяцев текущего года из РФ вывели $85,2 млрд. Это почти в два раза больше аналогичного показателя за весь 2013 год ($44,1 млрд).

По информации источников Bloomberg, ситуация с оттоком капитала настолько масштабна, что Центробанк рассматривает возможность введения особого контроля за движением денег, если их отток из страны ускорится. В последний раз российские власти шли на подобные меры во время кризиса 1998 года, когда курс рубля по отношению к американскому доллару за полгода снизился более чем втрое.

Курс плавит резервы

Вслед за природными монополиями и банками последствия финансовых санкций Запада на себе ощутили все россияне. В стране большой дефицит валюты. 6 октября за доллар давали больше 40 рублей (исторический максимум), а 1 декабря — почти 52 рубля. При этом поддержка курса обходится Центральному банку России безумно дорого. Только 3 октября на эти цели главный банк страны потратил $980,7 млн. Всего за месяц золотовалютные резервы РФ сократились на $25,7 млрд, а с начала года уже потрачено более $81 млрд.

По прогнозам рейтингового агентства Fitch Ratings, к концу года из-за санкций США и ЕС Россия потеряет еще около 15% своих золотовалютных резервов. На данный момент они составляют $420,6 млрд. Если в дальнейшем темпы расходования резервов останутся такими же, как и в октябре, то уже через один год и пять месяцев они полностью исчерпаются.

Понимая эту опасность, российские власти постепенно отказываются от практики валютных интервенций Центробанка — с 5 ноября они не превышают $350 млн в день. Это решение эксперты уже прозвали "грязным" плавающим курсом, так как данный объем явно не способен всерьез повлиять на ситуацию: средний биржевой объем торгов составляет $7–10 млрд в день.

В то время как Государственная Дума верстает бюджет на следующий год из расчета в 37,7 рубля за доллар, в Центральном банке России рассматривают самые худшие сценарии. Так, по словам первого заместителя председателя Центробанка Ксении Юдаевой, регулятор готовит меры на случай, если цена на нефть опустится до $60 за баррель.

Россияне за все заплатят

Российские компании, пострадавшие от санкций Запада, уже выстроились в очередь за компенсацией из госказны. К российским властям о предоставлении финансовой помощи в размере $45 млрд до конца следующего года обратилась Роснефть, из них $9,4 млрд крупнейшей российской нефтяной компании нужны уже в этом году. За помощью обратилась также частная нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" и три российских банка — Газпромбанк, Внешэкономбанк и Россельхозбанк. На поддержку всех необходимо около $86 млрд.

Рассчитывают на государственную помощь не только корпорации, но и ближайшее окружение российского президента. 8 октября Госдума в первом чтении одобрила так называемый закон Ротенберга. Он позволит российским гражданам получать компенсацию из федерального бюджета за "нарушение их прав за границей". Если закон будет одобрен в целом и подписан президентом, им наверняка сможет воспользоваться и бывший спарринг-партнер Владимира Путина по дзюдо, а ныне олигарх Аркадий Ротенберг, у которого 23 сентября итальянские власти в рамках введения санкций ЕС арестовали отель в Риме и виллы на Сардинии.

Судя по готовности Кремля возмещать ущерб российским олигархам, основная финансовая нагрузка, связанная с санкциями, может лечь на плечи простых россиян. Министерство экономического развития РФ уже предложило правительственной комиссии по оптимизации расходов закрыть программу материнского капитала — госвыплат при рождении второго и следующих за ним детей. Параллельно ведомство предложило скорректировать или отменить еще несколько государственных программ: "Развитие здравоохранения", "Развитие транспортной системы", "Развитие науки и технологий".

Из-за новых экономических реалий Кремлю приходится отказываться даже от запланированного финансирования госпрограммы перевооружения. До 2020 года на эти цели Москва собиралась потратить около $570 млрд. Теперь, по словам российского министра финансов Антона Силуанова, цифру придется сделать более "реалистичной".

В проекте бюджета на 2015 год уже сокращены расходы на образование, физическую культуру и спорт, а также СМИ. Но больше всего урезана статья "Здравоохранение", которая составляет лишь 78,6% расходов за предыдущий год. Сократить траты решили даже на святая святых российской пропаганды — Крым. Вместо запланированных ранее 373 млрд руб­­лей на целевую программу по развитию полуострова в следующем году решено выделить лишь 100 млрд рублей. Сэкономленные деньги якобы пойдут на оборонные расходы, содержание госаппарата и социальную политику — эти статьи, соответственно, предлагают увеличить на 32,8%, 13,4% и 14,7% от уровня предыдущего года.

Из-за отсутствия средств для выплаты текущих пенсий правительство уже забрало $8 млрд личных пенсионных накоплений, которые сознательные россияне откладывали на черный день в качестве добавки к госпенсии. И хотя накопления будущих пенсионеров обещают вернуть, когда это произойдет — неизвестно.

Даже ответный удар Кремля в виде запрета продуктового импорта из стран Запада куда больнее ударил по самим россиянам, чем по странам, которые Россия хотела наказать своими санкциями, уверяет экономист Руслан Гринберг. Согласно прогнозу рейтингового агентства Standard & Poor"s, из-за так называемых антисанкций в ближайшие месяцы Россию ожидает резкий рост цен на продукты питания. С приближением зимы этот процесс будет ускоряться, поскольку дефицит запрещенного продовольствия из западных стран ничем не покрывается. Поэтому следствием желания Москвы показать всему миру "кузькину мать" стало ускорение темпов инфляции. По словам экономиста Сергея Журавлева, рост цен, который с сентября разогнали кремлевские антисанкции, к концу года может составить около 9%. Хотя еще в марте, до введения санкций Запада, Центральный банк России прогнозировал инфляцию на уровне 5%. В 2015 году этот показатель и вовсе может достичь двузначного числа — такой прогноз сделал Антон Силуанов. В последний раз инфляция в России превышала 10% в кризисном 2008 году, составив по итогам года 13,3%.

По данным Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета российской Высшей школы экономики, до конца года 60% российских предпринимателей планируют повысить отпускные цены. При этом 65% представителей бизнеса уже существенно подняли цены реализации своей продукции. Например, в некоторых регионах импортная рыба подорожала на 60–120%, морские деликатесы — на 40–100%, куриные окорочка — на 50–60%. А в ноябре с полок российских магазинов начали исчезать стремительно дорожающие гречка, рис и соль.

Счетная палата РФ на днях направила в Госдуму отчет "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в котором среди прочего делает вывод, что Россия может не справиться с полным замещением импорта продуктов, попавших под эмбарго. Счетная палата предупреждает, что в первую очередь проблемы возникнут с некоторыми видами мяса и молочной продукции. За последние три месяца из-за дефицита эти товары подорожали на 20–60%. Однако эти выводы не впечатлили парламентариев, рассчитывающих на то, что в следующем году инфляция составит лишь 5,5%. В то же время в Министерстве экономического развития уверяют, что уже в первом квартале она может достичь 10%.

Санкций не замечают

Экономический результат санкций Запада против России уже просматривается, но Путин не смягчает свою позицию. Скорее наоборот. По мнению Руслана Гринберга, экономическое давление на Россию лишь усиливает авторитарные тенденции российской власти. "В любом случае Запад пока не видит другого способа противостоять Путину, кроме санкций", — говорит украинский дипломат, председатель правления Благотворительного фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко. Но слово "пока" здесь ключевое. За несколько месяцев Европа и США доказали, что они способны пересматривать свою позицию в отношении России на более жесткую. А Кремль их пока к этому активно подталкивает.