Чиновники обвиняют трейдеров в завышении прайса на бензин. Но при этом не могут навести порядок с прозрачностью ценообразования украинского топлива, произведенного из добытой государством нефти
В декабре по социальным сетям стремительно распространялся призыв к украинским автомобилистам устроить своеобразную забастовку против повышения цен на топливо. В полдень 24 декабря предлагалось остановится в том месте, где ехал, и простоять там час.
Причина недовольства очевидна: с начала года нефть на мировых рынках подешевела более, чем на 40%, а бензин лишь растет в цене.
Нефть против гривны
В прошлом году правительство Яценюка неоднократно просило Антимонопольный Комитет разобраться с завышением нефтетрейдерами цен на бензин. В ответ АМКУ стандартно обвинял сети АЗС в монопольном положении, рекомендовал снизить цены и открывал дела.
По расчетам ведомства, справедливая цена на бензин должна быть на 2 грн. ниже, чем реальная на заправках.
В АМКУ проигнорировали просьбу Фокуса предоставить методику расчета "справедливой" цены на топливо. Впрочем, по словам директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, особых секретов здесь нет: 60% цены бензина – это входная цена на границе, 30% - акциз и налоги, 10% - логистика, текущие затраты и прибыль АЗС.
"Берутся мировые котировки нефтепродуктов, просчитывается логистика, начисляются акцизы и налоги, добавляется норма прибыли. Это и будет "справедливая" цена", - объясняет эксперт.
По мнению трейдеров, все дело в курсе, по которому пересчитывать в национальную валюту цены импортного топлива и акциз (который в Украине начисляется в евро).
Если считать по курсу Нацбанка – получается одна цена, по межбанку – другая, а если посчитать по курсу, по которому продавцы топлива реально покупали доллар – выйдет то, что в реальности видим на заправках.
"Когда в стране бардак с валютой, мы вынуждены изощряться. В октябре смогли купить лишь 20% от потребности - была реальная угроза дефицита. Сейчас спрос на валюту удовлетворен на 50-60%", - утверждает президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.
Без валюты трейдеры не остались, но чтобы купить ее, импортерам приходится прибегать к схемам, удорожающим доллар на пару гривен.
По мнению нефтетрейдеров, в твердой валюте топливо дешевеет вместе с нефтью, и их вины в "гривневом" подорожании нет. За 2014 г цены на бензин в Украине опустились с 1 евро/л, до $1/л.
Хотя, уверяют они, удешевление бензина не может идти параллельно с падением цен на нефть. Неизбежны всплески и просадки цены на топливо.
"Котировки по нефти и нефтепродуктам всегда включают спекулятивный элемент. Там больше финансовых, чем торговых операций. Поэтому они коррелируют, но не синхронны", - рассказывает Косянчук.
Да и некорректно сравнивать цену на фьючерсные поставки нефти, которая будет добыта спустя несколько месяцев, и реальные сделки по бензину.
Справедливости ради, стоит признать, что доля правоты в претензиях АМКУ есть. Украинские АЗС и так всегда работали с одной из самых высоких норм рентабельности в мире.
По оценкам Куюна, маржа АЗС до перипетий с долларом была 50-80 коп./л. в зависимости от класса станции, до 5% от цены бензина. Сейчас к обычной марже на АЗС стали "добрасывать" 30-40 коп. для компенсации валютных рисков.
Для сравнения, по данным Ассоциации розничной торговли топливом США, американские заправки работают с рентабельностью около 1%.
Впрочем, это делается не от хорошей жизни, говорит Косянчук. "В прошлом году если трейдерам удавалось получить в какие-то месяцы прибыль 1,5 – 2%, то это считалось удачей. Когда только начал прыгать доллар – многие сети не заложили в цену топлива риски. Из-за этого оказались в убытке. В дальнейшем заложили риски, постарались оптимизировать логистику, но ситуация очень напряженная", - сетует он.
Отечественное топливо - Terra incognita
В отличие от достаточно прозрачного рынка импортного топлива, ценообразование украинского бензина – terra incognita. Все звенья технологической цепи: добычу нефти, перевалку, переработку и реализацию бензина на АЗС контролирует один вертикально – интегрированный холдинг, близкий к группе "Приват".
И добывющая "Укрнафта", и транспортирующая "Укртранснафта", и перерабатывающая "Укртатнафта" находятся под контролем Игоря Коломойского, притом, что во всех этих преприятиях есть значительная доля государства, а "Укртранснафта" вообще на 100% принадлежит стране.
В "Нафтогазе Украины" не сумели ответить на вопрос Фокуса о себестоимости нефти, добытой "Укрнефтью".
"Укрнефть" не делится реальными цифрами. Узнать, кто почем добывает нефть – невозможно. Усредненная "температура по палате" - $25 за баррель", - сетует заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
Эксперты относятся скептически к себестоимости нефтепродуктов, декларируемой "Укртатнефтью". "Они показывают себестоимость в несколько раз выше, чем на работавших до 2012 г НПЗ - Лисичанском, Одесском и т.д. Какова реальная – сказать невозможно", - уверен Рябцев.
То есть, подсчитать доходность производства украинского бензина в вертикально-интегрированной структуре – непростое дело. В одном можно быть уверенным: "Пока украинцы не пересядут на электромобили – это выгодно", - подытоживает бывший сотрудник "Нефтегаза" Виталий Малаховский.