Компании, которые давно готовились к выходу на рынок ЕС, в прошлом году получили преимущества. Остальные ищут рынки сбыта в Азии
В 2014 году РФ и закрыла свой рынок для многих украинских компаний. В частности, он не доступен сейчас украинским производителям кондитерских изделий, пива, сыров и т. д.
Из-за искусственных препятствий для украинских товаров за 11 месяцев 2014 года украинский экспорт в РФ в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизился на 32%. "Доля поставок в Россию в общем объеме украинского экспорта за январь — сентябрь упала до 17%, что стало самым низким показателем за прошедшее десятилетие. Но экспортеры постепенно переориентируются на рынки ЕС, Ближнего Востока и Африки", — комментирует ситуацию главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан.
Например, поставки украинской продукции в ЕС за январь — сентябрь выросли на 10% и уже составляют треть всего украинского экспорта. На стратегию экспортеров повлияла и ситуация на валютном рынке. Из-за девальвации гривны поставки в ЕС стали более привлекательными и выгодными, и, наоборот, обвал российского рубля обернулся дополнительным ухудшением конъюнктуры рынка РФ для украинских товаров.
А вот отмена Евросоюзом с мая 2014 года большого количества импортных пошлин на украинские товары не привела к экспортному евробуму, как предполагалось ранее. Многие украинские компании оказались попросту неготовыми к европейским требованиям к качеству продукции.
Экспорт из Украины в ЕС вырос в первую очередь в отраслях, где условия торговли были либеральными и до применения одностороннего беспошлинного режима.
Наилучшие экспортные результаты в 2014 году показали украинские компании, которые озадачились выходом на европейский рынок несколько лет назад. По словам эксперта по международной торговле, руководителя компании Outved Михаила Лесняка, такие компании уже успели пройти продолжительный этап адаптации своих производственных стандартов в соответствии с правилами ЕС, а сейчас за счет отмены Евросоюзом пошлин на украинские товары получают более выгодные условия в конкурентной борьбе.
В частности, падение экспорта в страны СНГ успешно компенсировали (в том числе европейским направлением) украинские производители подсолнечного масла и мяса птицы, которые несколько лет назад нацелились на рынки, альтернативные постсоветским.
Другие компании, в особенности те, которые ориентировались на страны СНГ, теперь выкручиваются как могут. Поскольку сотрудничество со странами ЕС украинским компаниям сложно наладить быстро, многие из них находят партнеров в государствах Ближнего Востока и Азии, часто возобновляя контакты и знакомства, некогда отложенные на потом.
Сами же представители компаний-экспортеров отмечают, что их экспортную активность должно поддержать государство, в том числе дипломатическими усилиями. В частности, в поисках новых рынков сбыта им необходима информационная и консультативная помощь.