Как аграрии будут поднимать украинскую экономику и какие инвесторы могут прийти в отечественный сельскохозяйственный сектор, Фокусу рассказал министр агрополитики Алексей Павленко
Алексей Павленко — выходец из бизнеса. Бывший топ-менеджер аграрной компании "Райз" и "Фокстрота" говорит, что решение уйти из привычной стихии в чиновничий мир — это как съесть матричную пилюлю. Но он выглядит бодрым, хотя встречаемся мы в субботу, а Павленко уже успел провести около десяти встреч.
В ходе разговора дает отчетливо понять, что в условиях оккупации промышленных регионов в правительстве делают ставку на аграрный потенциал страны.
Ваше имя было одним из самых неожиданных при формировании нового Кабмина. Как из бизнеса попали в правительство?
— Началось все после Майдана, когда я активно включился в общественную деятельность. В какой-то момент пришло понимание, что этого всего уже недостаточно и нужно заняться чем-то большим.
Поэтому стал одним из инициаторов проекта "Первое профессиональное правительство реформ". Это была платформа, которая собирала профессионалов из общественной среды и бизнеса и предлагала их кандидатуры в правительство.
А потом совершенно неожиданно мне стали звонить из крупных HR-компаний с предложением самому поработать в Кабмине. Сначала это были достаточно общие разговоры, но в итоге они переросли во вполне конкретное предложение.
Рефомы АПК начаты
Что-то уже удалось сделать за месяц в новой должности?
— Помимо того что появилась программа действий правительства и госбюджет-2015, за этот период совместно с Еврокомиссией, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией был разработан пакет реформ по дерегулированию.
Как минимум треть его положений касается аграрного сектора.
Это, к примеру, упрощение лицензирования или уже поданный нами законопроект по отмене обязательной карантинной сертификации.
Ликвидируется сельхозинспекция, которая была одним из самых зарегулированных ведомств.
Реально запущена реформа ветеринарной и фитосанитарной служб. При поддержке европейских экспертов повысим качество работы лабораторий и проверок.
Второе направление — активная работа с Еврокомиссией по открытию европейских рынков для наших производителей.
В конце года принят закон о продовольственной безопасности. Он, с одной стороны, отменил потенциальный запрет на продажу домашнего молока и мяса, а с другой — согласован с Еврокомиссией так, что это решение не отразится на сертификации наших экспортеров.
В 2015 году мы как минимум планируем вывести нашу молочную продукцию, свинину и говядину на рынки ЕС.
Правительство до 15 февраля намерено предложить правки в бюджет. Какие из них будут касаться агросектора?
— Надеемся, удастся заложить в бюджет 1,4 млрд гривен компенсаций процентных ставок для малого и среднего агробизнеса. Будем стараться вернуть финансовую поддержку животноводства и садоводства. На большее рассчитывать сложно.
Не нужно ожидать, что будет возвращена компенсация НДС экспортерам зерна. Мы исходим из того, что в этому году рекордные 5% ВВП (86 млрд гривен) заложены на поддержку оборонного сектора. Практически всем министерствам пришлось чем-то жертвовать.
Аграрная трехлетка
Когда можно ожидать либерализации рынка земли в Украине и что для этого необходимо сделать?
— В коалиционном соглашении вопрос открытой продажи сельхозземель заморожен до 2017 года. Пока что для запуска этого рынка есть несколько объективных препятствий, в том числе земельный кадастр, который заполнен всего на 5%.
Работаем над законопроектом по долгосрочной аренде сельхозземли со сроком от семи лет. Он значительно усилит инвестпривлекательность украинского аграрного сектора. Ведь сейчас многие бизнесмены арендуют землю на год, сажают подсолнечник, максимально ее истощают и уходят.
Долгосрочная аренда приведет в Украину инвестора с другим подходом: он будет не только строить производство и покупать современную технику, но и заботиться о прилегающей местности, вкладывая в инфраструктуру сел.
На какой объем инвестиций в агросектор рассчитываете?
— Вместе с Минрегионом и Мининфраструктуры оцениваем потенциальный объем инвестиций в 25 млрд. долларов за три года.
Рассчитываем, что значительные средства удастся привлечь под строительство систем орошения в южных областях. Это позволит минимум вдвое увеличить эффективность использования земель этого региона. Мне известно о пяти компаниях, готовых инвестировать в мощности переработки и порты.
Поскольку в Украине благоприятные климатические условия, в сотрудничестве с нами заинтересованы компании по производству семян. Будем говорить об этом с такими производителями, как Pioneer и Monsanto.
Еще одно перспективное направление — сельхозтехника. У нас есть необходимые мощности и специалисты для полноценной сборки техники в Украине. Будем приглашать такие компании, как JohnDeere или Claas.
Какой эффект ожидаете от запланированных мер по дерегуляции и инвестиционному стимулированию?
— Глобально мы поставили задачу за три года увеличить объемы годового производства зерна с нынешних 60–65 миллионов тонн до 100 миллионов.
Есть планы по расширению рынков сбыта для товаров с высокой добавленной стоимостью. Украина может экспортировать не просто зерно, сою или кукурузу, но и патоку, топливный этанол, спирт, соевый шрот. Ведь население планеты растет, а вместе с ним и потребление. Поэтому уже через 5–10 лет Украина вполне может стать кормилицей мира.