Разделы
Материалы

На что нам хватит денег МВФ. Все цифры

Мария Бабенко
Фото: Getty Images

Миссия МВФ продлила свой визит в Украину, который должен был закончиться 29 января. Фокус выяснил, чего добивается наша страна от своего главного кредитора

На фоне обострения конфликта в Донбассе Украина ведет не менее напряженную борьбу на экономическом фронте.

Без помощи иностранных доноров и Международного валютного фонда, миссия которого гостила в Киеве до 29 января, украинская экономика обречена на дефолт. А социальные потрясения в случае такого сценария грозят реальным поражением в борьбе за суверенитет.

Именно поэтому украинская сторона добивалась от миссии МВФ расширения финансирования, а не возобновления приостановленной в 2014 году программы stand-by.

Набрали долгов

Новые валютные займы нужны Украине в первую очередь для того, чтобы заплатить по старым долгам и не допустить суверенного дефолта. Выплаты в инвалюте, намеченные на 2015-й, по самым скромным подсчетам достигают $10 млрд, что заметно превышает объем золотовалютных резервов НБУ ($7,53 млрд на 1 января).

Начальник отдела рейтингов корпоративной сферы IBI-Rating Игорь Дикий напоминает, что в 2015 году правительству Украины предстоит погасить по еврооблигациям, валютным ОВГЗ и займам МВФ более $9 млрд, а долг за российский газ составляет $2,44 млрд (согласно последним оценкам Газпрома).

Впрочем, до вынесения решения Стокгольмского арбитража, в котором рассматривается газовый спор между Украиной и Россией, эта задолженность погашаться не будет. А рассмотрение судебных исков может затянуться до 2016 года.

Учитывая намеченные на 2015 год выплаты, финансисты, опрошенные Фокусом, оценивают необходимый минимальный объем внешних кредитов на 2015 год в $10–11 млрд.

"Данная сумма не учитывает потребностей правительства для покрытия дефицита госбюджета, а также средств, необходимых для выплат по внутреннему долгу, — комментирует глава аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин. — Поэтому мы оцениваем объем необходимых заимствований правительства на 2015 год в $18 млрд".

По мнению руководителя аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александра Паращия, в 2015-м для покрытия текущих валютных потребностей было бы достаточно суммы в $15–20 млрд.

Согласованная в мае 2014 года программа МВФ stand-by с учетом запланированного участия других международных доноров могла бы удовлетворить такие потребности.

Однако, как напоминает гендиректор рейтингового агентства UCRA Станислав Дубко, после получения от МВФ двух траншей общим объемом в $4,6 млрд предоставление средств было приостановлено из-за невыполнения украинской стороной некоторых условий согласованной программы.

Он добавляет, что причиной срыва договоренностей, с одной стороны, стала неспособность Украины быстро провести эффективные реформы, с другой — неоправдавшиеся расчеты на завершение противостояния с Россией до осени 2014 года.

Что дает формат расширенного финансирования

Возможность начать переговоры о возобновлении финансирования МВФ появилась у Украины только после завершения досрочных парламентских выборов и формирования нового правительства.

Желание поскорее принять в Украине миссию МВФ и разблокировать предоставление очередного транша стимулировало народных депутатов в последние дни 2014-го в авральном порядке принимать важные налоговые инициативы и бюджет на 2015-й.

А когда представители фонда прибыли в Украину, принимающая сторона заговорила уже не о возобновлении, а о замене действующей программы stand-by на расширенное финансирование — Extended Fund Facility (EFF).

Как объясняет эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Виталий Кравчук, формат EFF позволяет увеличить длительность программы и сроки погашения кредита, а также открывает возможности для поддержки более широкого набора реформ.

"Программы EFF направлены на поддержку стран, столкнувшихся с серьезными проблемами платежного баланса, и обычно утверждаются на трехлетний срок, тогда как кредиты stand-by действуют только 1–2 года", — детализирует главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан.

Ссылаясь на информацию Минфина, собеседница Фокуса отмечает, что украинская программа EFF может длиться 4 года. Возврат средств по такому кредиту начнется только через 4,5 года и растянется на 5 лет, в то время как по программе stand-by выплаты стартуют через 3 года и длятся по 2 года для каждого транша.

По мнению Дмитрия Чурина, смена формата сотрудничества с МВФ позволит украинскому правительству в столь сложной экономической обстановке снизить расходы по обслуживанию долговых обязательств на период 2015–2017 годов.

Наряду с продлением сроков кредитования Украина также ожидает от международных доноров увеличения объемов финансирования.

"Для того чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке и нормализовать ожидания экономических агентов, Украине потребуется около $30 млрд, — считает старший экономический стратег компании AYA Capital Павел Ильяшенко. — Часть этих средств должна пополнить резервы НБУ, чтобы дать регулятору возможность в случае необходимости расходовать их на проведение интервенций на валютном рынке".

Сейчас золотовалютные резервы страны необходимо увеличить до минимально безопасного уровня — объема трехмесячного импорта. Учитывая, что в январе – сентябре 2014 года этот показатель колебался в пределах $17,9–19,7 млрд, влить придется не менее $10–12 млрд.

"НБУ пока не опубликовал структуру своих резервов, однако есть основания предполагать, что почти весь их остаток сформирован из ценных бумаг, а непосредственно валюты там практически не осталось", — отмечает Игорь Дикий из IBI-Rating.

Исходя из такой пессимистической оценки структуры резервов, оптимальный объем заимствований на 2015 год действительно должен составить не менее $25–30 млрд.

Реальные возможности

Пока перспективы программы EFF выглядят для Украины туманно. Но без поддержки международные доноры нашу страну вряд ли оставят — наиболее вероятен минимальный пакет помощи.

"Приостановление сотрудничества с международными кредиторами означает для Украины неизбежный дефолт и ряд экономических и социальных потрясений, усиленных гибридной войной, — объясняет Игорь Дикий. — Такой исход будет восприниматься как геополитический про­игрыш США и ЕС, который повлечет существенные имиджевые потери, несоизмеримые с объемом необходимых Украине финансовых ресурсов".

По оценкам AYA Capital, Украина в 2015 году может рассчитывать на $20–21 млрд внешнего финансирования. "Однако этих средств будет недостаточно для стабилизации девальвационных ожиданий, и любой шок (военный, экономический, политический) может спровоцировать новую волну девальвации", — комментирует прогноз своей компании Павел Ильяшенко.

По его оценкам, чтобы минимизировать такие риски, Украине нужно уже в первом полугодии получить не менее $15 млрд.

Исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук допускает, что западные кредиторы не будут брать Украину на содержание только из-за того, что она стала эпицентром геополитической нестабильности, и вполне могут дать нашей стране обанкротиться.

По его мнению, Украина получит целевые средства на реформы и ресурсы для возврата долгов только тогда, когда государство начнет делать системные шаги в направлении выхода из кризиса.

Не исключено, что ценой возобновления сотрудничества с МВФ станет урезание расходов госбюджета, который в существующем виде вряд ли удастся выполнить без масштабной эмиссии гривны.

Впрочем, получение финансирования от международных доноров в оптимальном объеме само по себе не станет для Украины панацеей от всех бед.

Дмитрий Чурин из Eavex Capital подчеркивает, что для вывода экономики Украины из кризиса необходимо абстрагироваться от задачи получить финансовую помощь и сосредоточиться на прямых иностранных инвестициях.

Идеальный сценарий — привлечение чистых прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 5% от ВВП в год (около $4–4,5 млрд). Тогда как на Всемирном экономическим форуме в Давосе Петр Порошенко договорился о "привлечении в ближайший период" в Украину около $1,5 млрд инвестиций.

*Источник данных для инфографики: опрос Фокуса (ИЭИПК,
Eavex Capital, IBI-Rating, Concorde Capital)