Разделы
Материалы

Чужие деньги. Кому в Украине достанется помощь МВФ

Мария Бабенко
Фото: corriere.it

Деньги Международного валютного фонда уйдут на погашение старых долгов и сами по себе экономических проблем Украины не решат. До выхода из кризиса в лучшем случае не менее 1,5–2 лет

В Украину поступил первый транш программы расширенного финансирования МВФ. Из полученной суммы в $5 млрд на счетах Минфина теперь аккумулированы $2,5 млрд. Эти средства направят на погашение внешних долгов. Оставшиеся $2,5 млрд пополнили золотовалютные резервы НБУ, по итогам февраля оскудевшие до $5,6 млрд. Вместе с тем, чтобы снизить нагрузку на госбюджет в 2015–2017 годах, Украина пытается договориться с международными донорами о реструктуризации старых долгов.

Фокус выяснил, удастся ли Украине добиться послабления у зарубежных кредиторов и что потребуется для получения всей суммы — $17,5 млрд, предусмотренных программой МВФ.

Дорожная карта

В 2014–2015 годах украинская власть обнародовала не один документ с перечнем реформ. Среди них — коалиционное соглашение, программа правительства, президентская стратегия — 2020 и др. Но именно меморандум с МВФ содержит четкий график изменений и так называемые структурные маяки, по которым в МВФ будут судить о выполнении плана.

После получения $5 млрд контрольная миссия фонда прибудет в Украину уже в середине июня 2015-го. Затем представители МВФ будут приезжать в Киев каждые три месяца. От их выводов будет зависеть судьба следующих траншей. Напомним: до конца года украинское правительство рассчитывает получить еще $5 млрд.

Ряд требований МВФ Украине пришлось выполнить перед утверждением новой программы. Тогда парламентарии проголосовали за временное, на 1 год, снижение пенсий для работающих пенсионеров на 15%, повышение ренты для газодобывающих компаний с 20% до 70%, усиление ответственности для собственников и руководителей банков. Также с 1 апреля жители Украины увидят платежки с новыми тарифами на газ и тепло (до 3600 грн/тыс. куб. за отопление в холодный период, 7178 грн/тыс. куб. за газ для "конфорки" и 625 грн/гКал за тепловую энергию). Привести тарифы к рыночному уровню Украина обязана к 1 апреля 2017 года, что сделает Нафтогаз безубыточным и снизит дефицит госбюджета Украины до приемлемых показателей. Поэтому апрельское повышение не будет последним.

Ресурсы МВФ скорее гарантируют кредиторам Украины возврат их средств, чем активизируют в стране устойчивый экономический рост

На ближайшие три месяца график реформ очень плотный — нужно принять законопроекты, направленные на предотвращение злоупотреблений банков с кредитованием связанных лиц (инсайдеров). С этой правовой базой Нацбанк возьмется за очищение кредитных портфелей банков от инсайдерских кредитов, на что финучреждениям отведут три года. Тех, кто с задачей не справится, ждет реструктуризация и вывод с рынка. Кроме этого, до приезда первой миссии МВФ Украине придется создать Антикоррупционное бюро, разработать план модернизации Фискальной службы и принять законопроекты, направленные на реформирование Нафтогаза, госсектора, образования, здравоохранения и т. д. Главная цель — снижение расходов госбюджета и улучшение его наполнения, чему косвенным образом должны способствовать борьба с коррупцией и улучшение бизнес-климата.

"Проблемы накапливались десятилетиями, а меры, которые принимаются, дадут эффект в будущем, — рассуждает о реформах в банковской и энергетической сферах и. о. президента Американской торговой палаты в Украине Тарас Качка. — Есть мнение, что их можно было бы провести быстрее и жестче. Но нужно учитывать политическую и социальную чувствительность повышения тарифов во время экономического кризиса". По мнению собеседника Фокуса, компенсацией за трудности, которыми сопровождаются реформы, станет спасение от полного коллапса банковской и энергетической систем и создание условий для нормального развития экономики. То есть, затянув пояса в 2015-м, население ближе к 2018 году получит стабильные рабочие места с достойным заработком и станет менее зависимым от поддержки государства.

Как не свернуть с пути

Выход из кризиса за 1,5–2 года — идеальный сценарий для Украины. Реализуется он, если средства МВФ направят на восстановление стабильного экономического роста. Одним из вариантов негативного сценария может стать проедание первых траншей и прекращение сотрудничества с МВФ из-за невыполнения условий программы. В этом случае одолженные деньги уйдут в песок и Украина вернется в исходное состояние с законсервированной экономической отсталостью, дефицитом госбюджета и угрозой дефолта.

"Валютный госдолг будет "подвинут". То есть погашения перенесут таким образом, чтобы освободить период 2015– 2018 годов от выплат по государственному внешнему долгу"

Александр Вальчишен об особенностях реструктуризации внешнего долга

С другой стороны, даже выполнение условий меморандума не дает гарантии на успех. "Эффективность работы министерств, служб, управлений и отделов в районах, городах и селах — наиболее критический элемент реформ. Их судьба может находиться в руках не у президента, премьера, министров и депутатов, а у рядового налогового инспектора, судьи, прокурора, ветеринара, энергетика и т. п.", — рассуждает Тарас Качка.

Следующий тревожный сценарий — социальный взрыв ("тарифный" Майдан и т. п.). "Недовольство населения последствиями нововведений заинтересованные силы (внутренние или внешние) могут направить на дестабилизацию социально-политической ситуации в стране", — предупреждает начальник отдела рейтингов корпоративной сферы IBI-Rating Игорь Дикий. Поэтому, по мнению собеседника Фокуса, правительству необходимо объяснять гражданам свои действия и эффект, который ожидается в перспективе. Также сгладить шок должна упрощенная система субсидирования, если, конечно, она заработает эффективно.

Глава представительства МВФ в Украине Жером Ваше отмечал, что основным риском, о котором было заявлено перед членами совета директоров фонда, является риск интенсификации конфликта на востоке. Как отмечает Игорь Дикий, дальнейшая эскалация напряженности затруднит достижение заложенных в программу макроэкономических показателей и ухудшит способность Украины обслуживать долги.

Операция "Реструктуризация"

В 2015 году Украина должна получить от МВФ около $10 млрд, что с учетом спорного долга за российский газ примерно соответствует задолженности в инвалюте, которую надо погасить до конца года. В таком контексте ресурсы МВФ скорее гарантируют кредиторам Украины получение запланированных на 2015 год выплат, чем активизируют в стране устойчивый экономический рост. Поэтому о реструктуризации внешних долгов в Украине заговорили с начала 2015 года. А одобренная программа МВФ предусматривает снижение госдолга до 70% ВВП к началу 2018 года, тогда как в 2015 году этот показатель превысит 90% ВВП.

В случае сворачивания программы МВФ Украина вернется в состояние законсервированной экономической отсталости, дефициту госбюджета и угрозе дефолта

"Валютный госдолг будет "подвинут". То есть погашения перенесут таким образом, чтобы освободить период 2015– 2018 годов от выплат по государственному внешнему долгу", — предполагает руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. По его мнению, в этот период властям придется сделать основной упор на развитие полноценного финансового рынка и внутренние заимствования.

Опрошенные Фокусом экономисты считают вероятность такой реструктуризации довольно высокой. Но, учитывая напряженные отношения с Россией, под вопросом остается судьба выкупленных РФ евробондов на $3 млрд. Их погашение, которое намечено на конец года, отсрочить вряд ли удастся. Также некоторые риски могут нести детали реструктуризации. "Если рейтинговые агентства сочтут, что условия реструктуризации привели к потерям инвесторов в связи со списанием части долга или его пролонгацией с уменьшением процентной ставки, то Украина получит понижение рейтинга до дефолтного уровня D. В этом случае улучшение кредитных рейтингов до уровня, позволяющего Украине вернуться на международные рынки капитала, состоится нескоро, а обслуживание внешнего долга будет напрямую зависеть от сотрудничества с МВФ", — предупреждает гендиректор рейтингового агентства UCRA Станислав Дубко. Правда, и в этом случае исключением остается возможность выпуска облигаций внешнего госзайма под гарантии США — такие бумаги получают рейтинг гаранта и поэтому дешевы в обслуживании.