Каждому по доходам. Кто получит субсидии на оплату новых коммунальных тарифов
С 1 апреля в Украине вдвое дорожает электричество, на 70% - тепло, и почти в пять раз - газ. Министр социальной политики Павел Розенко рассказал Фокусу о том, кто может претендовать на субсидии и когда возобновится рост соцстандартов
После значительного повышения тарифов на электроэнергию, отопление и газ парламент удвоил в бюджете расходы на субсидии до 24 млрд грн. Кто сможет претендовать на помощь?
— Мы кардинально реформировали старую систему субсидий, которая не могла охватить большое количество людей и давала чиновнику маневр для ограничения их прав. К примеру, по критерию проведения платной операции или обучения ребенка на сумму свыше 10 тыс. грн. Плюс к этому — много бюрократии, справки, очереди, отказы, это отпугивало людей.
Очень часто сверху давалась команда экономить ресурс, и число реально нуждающихся в субсидии искусственно ограничивалось. По нашим оценкам, сейчас в Украине 2,5–3 млн малообеспеченных семей, а реально субсидии получает только миллион.
После роста тарифов уже около 4 млн семей должны претендовать на субсидии. Поэтому и был принят новый механизм их предоставления, где единственным критерием будет доход человека или семьи, проживающей в одном доме. Все остальные критерии отменены.
Принципиально важно, что теперь в доходах будут учитываться зарплаты за вычетом налога на доходы физлиц и страховых взносов, то есть реально выданная на руки, а не начисленная зарплата. Субсидии получат все люди с невысокими доходами, но с учетом существенного роста тарифов ими наверняка воспользуются и представители среднего класса.
Невысокий доход — очень размытое понятие. Есть планка дохода, свыше которой человек не сможет рассчитывать на помощь?
— Такой планки нет. Есть только соотношение доходов и затрат на коммуналку и достаточно сложная формула расчета. По каждому человеку или семье исходя из уровня доходов будет рассчитан обязательный платеж по коммуналке — сумма, которую человек потенциально может уплатить самостоятельно. Все, что будет выше этой суммы в платежках от коммунальных служб, — это субсидия, которую покроет государство.
Кто он: Министр социальной политики. Почему он: От него зависит своевременная выплата бюджетникам зарплат и пенсий, он знает, кто получит субсидии на оплату новых коммунальных тарифов
К примеру, у одинокого человека с доходом 3 тыс. грн в месяц такой обязательный платеж составит около 600 грн. Если за коммуналку ему насчитают 1000 грн, то разницу в 400 грн оплатит государство. У человека с доходом в 5 тыс. грн обязательный платеж ориентировочно может составить 1600 грн.
Но если, скажем, человек зарабатывает 50 тыс. грн в месяц, то его обязательный платеж будет значительно выше фактических затрат на коммуналку, и очевидно, что он подавать заявку на субсидию не будет.
Насколько прост механизм подачи заявки на субсидию?
— В апреле людям будут разосланы бланки заявлений на субсидию и декларации для заполнения данных о доходах семьи за год. У них будет время их заполнить и передать в управления соцзащиты местных администраций, чтобы уже в мае получить первую субсидию.
Никаких справок, в том числе с места работы, предоставлять не нужно. Если человек укажет, что он безработный, то его доход учтут на уровне прожиточного минимума. Ему не нужно будет регистрироваться в центре занятости, как раньше, и подавать кучу справок. На основании указанных данных о доходах субсидия будет предоставляться автоматически.
Уже в квитанциях за май человек увидит полную раскладку: общий платеж, размер субсидии, сумма к оплате. Декларации о доходах будут проверяться нами впоследствии в сотрудничестве с Пенсионным фондом и фискальной службой. Если мы увидим, что человек умышленно существенно занизил свои доходы, то он вернет предоставленные средства в двойном размере.
Новая система субсидий позволит убить сразу двух зайцев: люди научатся считать свои доходы и заполнять декларации, а местные органы власти пройдут тест на качество своей работы.
Какие особенности начисления субсидий для пенсионеров и инвалидов?
— Раньше была жесткая планка — субсидии начислялись, если коммунальные платежи превышали 10% доходов. Сейчас система становится более гибкой — может быть как 3% для самых малоимущих, так и 25% для более обеспеченных. То есть субсидия становится адресной. И это главный принцип, который будет реализован в ходе реформы системы льгот в целом.
Сейчас эта система громоздкая и популистская. Льготы рассеиваются, и каждый льготник получает мизер. Две трети льгот не финансировались никогда или финансировались частично. Это создавало огромное социальное напряжение. Мы переходим к системе, когда льготы и субсидии будет получать человек, который в них реально нуждается.
"В бюджете заложено повышение соцстандартов в декабре 2015 года, но если ситуация будет развиваться по оптимистическому сценарию, то сможем проиндексировать пенсии и зарплаты раньше"
Реформистская пробуксовка
Сможет ли Украина в условиях дефицита Пенсионного фонда перейти от солидарной пенсионной системы к накопительной и когда это произойдет?
— Я бы не привязывался к бездефицитности ПФ, говоря о запуске накопительной пенсионной системы. Наоборот, именно ее запуск и должен стать толчком для роста экономики Украины, которая получит стимул в виде длинных денег. Нам нужно сначала возобновить доверие к финансовому сектору — банкам, страховым компаниям, пенсионным фондам, задействованным в накопительной пенсионной системе.
В моих планах — с 1 января 2016 года запустить ее тестовый вариант для отдельных категорий граждан, например, госслужащих. Но затягивать с запуском общенациональной пенсионной системы второго уровня тоже не стоит — она должна заработать уже с 2017 года.
Реформа единого соцвзноса буксует. Точнее, ее просто никто не заметил. Может, пора что-либо кардинально менять, чтобы вывести зарплаты из тени?
— Пока эффект от реформы ЕСВ действительно нулевой. Изначально реформа задумывалась совершенно по-другому. Правительство предлагало всего один критерий для пониженной ставки соцвзноса — это средняя зарплата не ниже двух минималок. Но после голосования Рады мы получили четыре не очень понятных и сложных для выполнения критерия.
Депутаты не рискнули принять наш вариант, опасаясь снижения поступлений в ПФ. На мой взгляд, зря. Эффект от детенизации зарплат мог бы компенсировать снижение ставки ЕСВ. В феврале парламент несколько упростил утвержденные ранее критерии, посмотрим, даст ли это результат. Если вновь нет, будем вносить очередные правки.
Вы сменили руководство Госслужбы занятости месяц назад. Что поменялось в лучшую сторону?
— Ярослав Кошуба (новый глава ГСЗ. – Фокус) предложил подходы, которые мне понравились. В первую очередь навел порядок в финансово-хозяйственной деятельности Государственной службы занятости. А точнее — сбалансировал ее бюджет, который изначально планировался с дефицитом в 1,5 млрд грн. Удивительно, что в воюющей стране деньги могли направляться на буфеты, аквариумы или мойку машин. Все подобные расходы были пересмотрены.
"Удивительно, что в воюющей стране деньги могли направляться Государственным центром занятности на буфеты, аквариумы или мойку машин"
Также я вижу, что он активизировал взаимодействие с волонтерами и работу с переселенцами. Главная проблема ГСЗ в том, что центры занятости не предлагают современные качественные услуги, они превратились в обычные кассы выдачи пособий. Другие функции они попросту не выполняют.
Когда я представлял нового руководителя, то говорил, что перед ним стоит задача сделать нынешнюю систему конкурентоспособной. Если этого сделано не будет, то вообще нет целесообразности в существовании самой службы занятости. Функцию кассы на местном уровне тогда возьмет на себя управление соцзащиты.
Безработица в Украине по методологии Международной организации труда уже выросла почти до 10%. Вас не пугают темпы?
— Безработица — это производная от экономики. Три года экономика падала, логично, что количество рабочих мест сокращается. Этот процесс продолжается и сейчас, но если сравнивать с кризисом 1990-х и 2008 годом, то пока он не приобрел пугающих масштабов. Тогда на пике число зарегистрированных безработных достигало 1,1 млн человек. Сейчас у нас на учете в центрах занятости чуть более полумиллиона. Это, конечно, только лишь официальная статистика, но она все равно показательна.
Какие успехи в борьбе с коррупцией в вашем министерстве? Ведь скандалы возникали даже в постмайданный период.
— Наше главное достижение — отказ от проведения тендеров и передача этой функции на места. Тендерные закупки всегда были главным коррупционным риском в Минсоцполитики. Меня всегда удивляло, почему министр решает, какое предприятие в Ровенской или Житомирской области должно кормить детей-чернобыльцев. Хотя заинтересованность здесь ясна.
Когда меня назначили министром, то я сразу посмотрел, какие фирмы выигрывают тендеры, проводимые Минсоцполитики. Оказалось, что на манеже все те же фирмы, которые при Януковиче получали заказы, они продолжали это делать под другой вывеской или с другим местом регистрации. Поэтому мы оставили себе механизм контроля, а тендерные процедуры отдали местным администрациям.
На местах поле для коррупции станет значительно меньше, так как общественности будет сложнее объяснить, почему тендер выиграла та или иная фирма-прокладка. Некоторые программы мы передали профильным структурам, например, программу по реабилитации детей-инвалидов — Фонду соцзащиты инвалидов.
"С учетом существенного роста тарифов субсидиями наверняка воспользуются и представители среднего класса"
Доходов лишенные
Какую помощь сейчас оказывают переселенцам из Донбасса?
— Мы выплачиваем по 884 грн нетрудоспособным людям, 442 грн — трудоспособным. В целом на семью не более 2400 грн. В условиях войны мы физически не в состоянии больше платить. 3,5 млрд грн в год на потребности переселенцев — это большая сумма для бюджета страны, находящейся в состоянии войны.
Но это далеко не вся помощь, которую они получают. Им ведь доступны и другие виды помощи — пенсии, пособия на ребенка и прочее. Кроме того, с 1 апреля начинает работать новая программа соцпомощи в размере 250 грн для детей из малообеспеченных семей. Также была максимально упрощена процедура прохождения гуманитарной помощи, которая раньше по нескольку месяцев стояла на таможне. Сейчас это занимает 3–7 дней.
Не стоит забывать и про потенциальную помощь, которая придет от международных доноров. Их средства пойдут не только на строительство жилья и инфраструктуры, но и помогут обеспечить переселенцев рабочими местами.
Сколько пенсионеров из зоны АТО лишены доступа к своим пенсиям?
— Мы начисляем всем, но не все могут воспользоваться средствами из-за отсутствия органов власти, Укрпочты и банковских отделений на неконтролируемой территории. Там нет возможности получить наличные. В то же время все пенсионеры, выехавшие из зоны АТО и зарегистрировавшиеся в любом управлении ПФ, могут получить все выплаты в полном объеме. Сегодня такой возможностью воспользовались 900 тыс. пенсионеров из 1,24 млн.
В зоне АТО находится много детских домов, интернатов. Вы всех детей вывезли с неконтролируемой территории?
"Эпоха популизма ушла в прошлое: мы начинаем жить на те деньги, которые зарабатываем"
— К сожалению, многие детские дома семейного типа и дома-интернаты не были перевезены из зоны АТО вовремя. Когда каша заварилась, не рассчитывали, что будет такая война. Сейчас мы передаем адреса этих домов международным организациям — у них есть возможность предоставлять гуманитарную помощь.
Министерство учло ошибки и перешло от принципа "реагируем" к принципу "предотвращаем". Если видим, что боевики наступают в определенном направлении, сразу же начинаем эвакуировать социальные объекты с контролируемой территории. Каждый день мне поступает детальная информация — сколько детей, откуда и куда вывозят.
Сбор по копейкам
Ситуация с наполнением бюджета обстоит не лучшим образом, как показывают данные Госказначейства. Сейчас риск задержек с соцвыплатами высок?
— Декабрь-январь был самым стрессовым периодом с точки зрения выполнения социальных обязательств государства за последние 15 лет. В начале января приходилось петлять всеми возможными способами, чтобы выполнить их вовремя — собирали по копейкам, договаривались с банками и почтой, чтобы они помогли на короткий срок ресурсами. В итоге по некоторым видам помощи были задержки на день-два. Но сейчас ситуация стабилизировалась.
Единственное, что есть сбой с выплатами переселенцам, но это из-за того, что не хватало средств, заложенных на эти цели в первую версию бюджета. После принятия изменений в госбюджет вся задолженность будет погашена в течение недели.
Наряду с базовым Кабмин обнародовал пессимистический сценарий развития экономики в 2015 году, с инфляцией в 43% и падением ВВП на 12%. Сложно даже предположить социальные последствия такого коллапса. Скорее всего, это возврат к 1990-м.
— Я думаю, что этот прогноз не сбудется, и у нас будут умеренные темпы роста цен и падения экономики. Уже есть первые позитивные сигналы — стабилизация курса гривны и новая программа с МВФ. После получения первого транша от МВФ нам открываются проекты Мирового банка и помощь отдельных стран. Плюс к этому сохраняется политическая стабильность, что бы кто ни говорил о раздорах внутри коалиции.
В бюджете заложено повышение соцстандартов в декабре 2015 года, но если ситуация будет развиваться по оптимистическому сценарию, то сможем проиндексировать пенсии и зарплаты раньше. Эпоха популизма ушла в прошлое: мы начинаем жить на те деньги, которые зарабатываем.