В 2015 году планируется поставить на вооружение 89 средств поражения, 66 основных и около двух тысяч образцов техники
Украина в очередной раз обратилась к западным партнерам с просьбой предоставить оборонительное оружие.
"Сейчас проблема лежит в той плоскости, что мы (Украина. – Фокус) хотим мира, но вынуждены бороться за этот мир. И потому наш призыв к европейским партнерам и нашим западным друзьям - дайте нам возможность защитить нашу территорию, дайте нам возможность защитить нашу страну. Мы воюем с ядерным государством", - заявил премьер-министр Арсений Яценюк в интервью "5 каналу".
Фокус поинтересовался у Сергея Згурца в чем остро нуждается украинская армия и хватит ли на это средств госбюджета.
директор информационно-консалтинговой компании Defense Express
– Расходы на потребности Вооруженных сил Украины в 2015 году задекларированы в размере 44,6 млрд грн. Это на 18 млрд больше, чем в 2014-м, если, конечно, не учитывать нынешний курс доллара. На закупку, ремонт и модернизацию вооружений будет потрачено 14 млрд грн, что в 3,6 раза больше, чем в прошлом году. Объем гособоронзаказа-2015 в денежном выражении можно оценить в 5 млрд, к которым следует добавить 4,4 млрд госгарантий.
Что именно будет закуплено? Общее количество заказываемой в рамках ГОЗ-2015 техники по типам неизвестно, так как ГОЗ является секретным документом. Хотя, вероятно, его стоило бы сделать открытым, чтобы минимизировать риски перекосов и симпатий к отдельным проектам. По словам замминистра обороны Петра Мехеда, на 2015 год планируется поставить на вооружение 89 средств поражения, 66 основных и около двух тысяч образцов техники. Также планируется приобрести автоматизированный комплекс радиопомех, десантно-транспортный вертолет Ми-8, боевой и учебно-боевой самолет Су-27, военно-транспортный самолет Ан-70, пистолеты и штурмовые винтовки производства завода "Форт".
Достаточно ли этого для нашей армии? Конечно, нет. Ее численность увеличилась в два раза. Со 134 тысяч в начале 2014 года до нынешних 250 тысяч. Удвоение численности ВСУ связано с формированием ряда новых частей — шести механизированных бригад, одного горно-пехотного полка, трех артбригад, двух бригад армейской авиации. Это в дополнение к двум танковым, 12 механизированным и аэромобильным бригадам. Одна мехбригада — это более 1400 единиц тяжелой и легкой бронетехники, различных артсистем.
Минимизация "оружейно-промышленных" рисков возможна лишь при системном подходе и персональной ответственности за состояние дел как в армии, так и в оборонке
Почти в каждой бригаде один из четырех батальонов сейчас практически "пустой": люди есть, а техники не хватает. Поэтому в войсках надеются не на новую технику, а хотя бы на ремонт уже существующих образцов. Но с этим тоже все непросто. Осталась проблема со стволами для артсистем, ресурс которых исчерпан. Сказывается нехватка двигателей для БМП и БТР — они были завязаны на поставки из России. Критичный вопрос — ремонт вертолетных редукторов и замена вертолетных лопастей. Армии катастрофически не хватает систем связи, разведки и целеуказания. Это тот первый пласт проблем, которые решаются в пожарном порядке и с разной степенью успешности на тактическом уровне. А что же со стратегией?
Наша оборонка — это не только те 134 госпредприятия, которые входят в госконцерн "Укроборонпром" (см. "Танки, деньги и стволы. Как готовится к войне украинская оборонка"). Поэтому то и дело возникает вопрос: какое министерство у нас отвечает за формирование государственной оборонно-промышленной политики, в том числе в сферах военной, авиационной и космической промышленности?
Интриги добавляет то, что в стране до сих пор нет однозначного понимания, что же скрывается за термином "оборонно-промышленная политика". Ведь его можно сузить, например, до организации текущего оборонного производства и технического переоснащения вооруженных сил в интересах безопасности государства. А можно расширить. И тогда оборонно-промышленная политика — это комплекс мер государственного регулирования на отраслевом и корпоративном уровне. Цель — совершенствование военной промышленности страны, обеспечение условий для развития конкурентоспособной продукции военного назначения и, как следствие, проведение необходимых корректив. Как директивными документами, так и рыночными механизмами.
Естественно, госконцерн "Укроборонпром" эту ношу нести не может, так как является хозяйствующим объектом, а не органом исполнительной власти. А за выработку политики у нас отвечают или министерства, или агентства. Пока это вопрос без ответа. Но определяться с терминами и целями все же придется, ибо они являются реперными точками для формулировки задач и итогового результата.
Нет ясности и с тем, почему в нашей воюющей стране с июля отсутствует первый вице-премьер-министр, который курирует сферу обороны и правоохранительные органы. В военных условиях это нонсенс. Именно он имел бы все возможности сбалансировать амбиции трех министерств, напрямую связанных с выполнением гособоронзаказа и выработкой оборонно-промышленной и военно-технической политики — Минобороны, Минэкономразвития и Минпромышленности. Нет кандидатуры, которая бы устроила одновременно президентскую и премьерскую оружейные группы влияния? Так возьмите и назначьте равноудаленного варяга, раз такая "дружба".
Есть ли от этой неопределенности какие-то негативные последствия? Например, в госбюджете-2015 не предусмотрено выделение средств на подготовку к серийному производству тех новых образцов, которые разработаны в Украине, приняты на вооружение армии и выпущены разработчиками в единичных экземплярах. Почему не выделены средства — спросить не с кого, потому как все министры равны. Разве что у премьер-министра.
При этом расширяется практика закупки импортных образцов военной техники. Это вынужденный шаг. Но закупка крупных партий чужого вооружения должна сопровождаться если не передачей определенных технологий (некоторые Украина пока не способна "переварить"), то хотя бы локализацией производства. Иначе стабильная эксплуатация импортных образцов невозможна.
- Читайте также: Срочно требуется. Какое оружие нужно украинской армии
Минимизация этих и других "оружейно-промышленных" рисков возможна лишь при системном подходе и персональной ответственности за состояние дел как в армии, так и в оборонке. Просто хочется знать победителей в лицо и пофамильно.