Разделы
Материалы

Привет, оружие. Какие новые вооружения получит украинская армия в 2015 году

Сергей Згурец
Фото: facebook.com/petroporoshenko

В 2015 году планируется поставить на вооружение 89 средств поражения, 66 основных и около двух тысяч образцов техники

Украина в очередной раз обратилась к западным партнерам с просьбой предоставить оборонительное оружие.

"Сейчас проблема лежит в той плоскости, что мы (Украина. – Фокус) хотим мира, но вынуждены бороться за этот мир. И потому наш призыв к европейским партнерам и нашим западным друзьям - дайте нам возможность защитить нашу территорию, дайте нам возможность защитить нашу страну. Мы воюем с ядерным государством", - заявил премьер-министр Арсений Яценюк в интервью "5 каналу".

Фокус поинтересовался у Сергея Згурца в чем остро нуждается украинская армия и хватит ли на это средств госбюджета.

директор информационно-консалтинговой компании Defense Express


– Расходы на потребности Вооруженных сил Украины в 2015 году задекларированы в размере 44,6 млрд грн. Это на 18 млрд больше, чем в 2014-м, если, конечно, не учитывать нынешний курс доллара. На закупку, ремонт и модернизацию вооружений будет потрачено 14 млрд грн, что в 3,6 раза больше, чем в прошлом году. Объем гособоронзаказа-2015 в денежном выражении можно оценить в 5 млрд, к которым следует добавить 4,4 млрд госгарантий.

Что именно будет закуплено? Общее количество заказываемой в рамках ГОЗ-2015 техники по типам неизвестно, так как ГОЗ является секретным документом. Хотя, вероятно, его стоило бы сделать открытым, чтобы минимизировать риски перекосов и симпатий к отдельным проектам. По словам замминистра обороны Петра Мехеда, на 2015 год планируется поставить на вооружение 89 средств поражения, 66 основных и около двух тысяч образцов техники. Также планируется приобрести автоматизированный комплекс радиопомех, десантно-транспортный вертолет Ми-8, боевой и учебно-боевой самолет Су-27, военно-транспортный самолет Ан-70, пистолеты и штурмовые винтовки производства завода "Форт".

Достаточно ли этого для нашей армии? Конечно, нет. Ее численность увеличилась в два раза. Со 134 тысяч в начале 2014 года до нынешних 250 тысяч. Удвоение численности ВСУ связано с формированием ряда новых частей — шести механизированных бригад, одного горно-пехотного полка, трех артбригад, двух бригад армейской авиации. Это в дополнение к двум танковым, 12 механизированным и аэромобильным бригадам. Одна мехбригада — это более 1400 единиц тяжелой и легкой бронетехники, различных артсистем.

Минимизация "оружейно-промышленных" рисков возможна лишь при системном подходе и персональной ответственности за состояние дел как в армии, так и в оборонке

Почти в каждой бригаде один из четырех батальонов сейчас практически "пустой": люди есть, а техники не хватает. Поэтому в войсках надеются не на новую технику, а хотя бы на ремонт уже существующих образцов. Но с этим тоже все непросто. Осталась проблема со стволами для артсистем, ресурс которых исчерпан. Сказывается нехватка двигателей для БМП и БТР — они были завязаны на поставки из России. Критичный вопрос — ремонт вертолетных редукторов и замена вертолетных лопастей. Армии катастрофически не хватает систем связи, разведки и целеуказания. Это тот первый пласт проблем, которые решаются в пожарном порядке и с разной степенью успешности на тактическом уровне. А что же со стратегией?

Наша оборонка — это не только те 134 госпредприятия, которые входят в госконцерн "Укроборонпром" (см. "Танки, деньги и стволы. Как готовится к войне украинская оборонка"). Поэтому то и дело возникает вопрос: какое министерство у нас отвечает за формирование государственной оборонно-промышленной политики, в том числе в сферах военной, авиационной и космической промышленности?

Интриги добавляет то, что в стране до сих пор нет однозначного понимания, что же скрывается за термином "оборонно-промышленная политика". Ведь его можно сузить, например, до организации текущего оборонного производства и технического переоснащения вооруженных сил в интересах безопасности государства. А можно расширить. И тогда оборонно-промышленная политика — это комплекс мер государственного регулирования на отраслевом и корпоративном уровне. Цель — совершенствование военной промышленности страны, обеспечение условий для развития конкурентоспособной продукции военного назначения и, как следствие, проведение необходимых корректив. Как директивными документами, так и рыночными механизмами.

Естественно, госконцерн "Укроборонпром" эту ношу нести не может, так как является хозяйствующим объектом, а не органом исполнительной власти. А за выработку политики у нас отвечают или министерства, или агентства. Пока это вопрос без ответа. Но определяться с терминами и целями все же придется, ибо они являются реперными точками для формулировки задач и итогового результата.

Нет ясности и с тем, почему в нашей воюющей стране с июля отсутствует первый вице-премьер-министр, который курирует сферу обороны и правоохранительные органы. В военных условиях это нонсенс. Именно он имел бы все возможности сбалансировать амбиции трех министерств, напрямую связанных с выполнением гособоронзаказа и выработкой оборонно-промышленной и военно-технической политики — Минобороны, Минэкономразвития и Минпромышленности. Нет кандидатуры, которая бы устроила одновременно президентскую и премьерскую оружейные группы влияния? Так возьмите и назначьте равноудаленного варяга, раз такая "дружба".

Есть ли от этой неопределенности какие-то негативные последствия? Например, в госбюджете-2015 не предусмотрено выделение средств на подготовку к серийному производству тех новых образцов, которые разработаны в Украине, приняты на вооружение армии и выпущены разработчиками в единичных экземплярах. Почему не выделены средства — спросить не с кого, потому как все министры равны. Разве что у премьер-министра.

При этом расширяется практика закупки импортных образцов военной техники. Это вынужденный шаг. Но закупка крупных партий чужого во­оружения должна сопровождаться если не передачей определенных технологий (некоторые Украина пока не способна "переварить"), то хотя бы локализацией производства. Иначе стабильная эксплуатация импортных образцов невозможна.

Минимизация этих и других "оружейно-промышленных" рисков возможна лишь при системном подходе и персональной ответственности за состояние дел как в армии, так и в оборонке. Просто хочется знать победителей в лицо и пофамильно.