Разделы
Материалы

Миллиард Сороса. Зачем финансисту инвестировать в Украину

Денис Замрий
Джордж Сорос / Фото: forexmat.ru

Пять странных проектов Джорджа Сороса, которые "выстреливали" вопреки здравому смыслу

В интервью австрийской газете Der Standard известный финансист Джордж Сорос заявил, что готов вложить в Украину $1 млрд. "Это должно принести прибыль. Мой фонд будет иметь выгоду от этого", — заявил он. Несмотря на войну и уровень коррупции в стране, Сорос выразил готовность, в частности, вложить в сельское хозяйство и инфраструктурные проекты.

Идеи Сороса, которые большинству казались странными, нередко "выстреливали". Возможно, мысль инвестировать сегодня в Украину миллиард — из их числа. Как бы там ни было, смелость финансиста объясняет его высказывание, в котором он вспоминает о своем отце: "Мне повезло, что мой отец был из тех, кто не поступал, как обычно поступают люди. Если будешь поступать нормальным образом, то, скорее всего, умрешь. Многие евреи тогда не предпринимали никаких действий, чтобы скрыться или покинуть страну. А моей семье повезло. Мой отец не побоялся пойти на риск. Жизненный урок, который я усвоил именно во время войны, состоит в том, что иногда можно потерять все, даже собственную жизнь, если не рисковать".


16 сентября 1992 года фунт стерлингов подешевел сразу на 12%. К этому моменту британская валюта уже неделю падала. Банк Англии собирался провести валютные интервенции, и это должно было заставить участников рынка поверить в то, что регулятор всерьез намерен остановить падение валюты. В этот момент Сорос начал "сбрасывать" фунты и скупать марки, что вызвало цепную реакцию на валютном рынке. Благодаря этой сделке Сорос заработал не только более миллиарда долларов за один день (по крайней мере, так принято считать), но и репутацию человека, который сломал Банк Англии.


Еще до начала перестройки, в 1984 году, Джордж Сорос открыл свой фонд в Венгрии — стране социалистического лагеря. А затем еще в ряде стран Восточной Европы. Спустя три года филиал фонда был открыт в СССР. Тогда никто не предполагал, что железный занавес не просто поднимется, а перестанет существовать. В результате финансист надолго оказался главным посредником между западным капиталом и общественными организациями бывших соцстран и Советского Союза. "Все мы вышли из шинели Сороса", — вправе сегодня сказать большинство тех, кого в 1990-х принято было называть "грантоедами".


В конце 1994 года в Бразилии наступила череда финансовых кризисов. Инфляция измерялась сотнями и даже тысячами процентов в год. Экономика страны летела в пропасть. Так продолжалось до конца 1998 года, когда Сорос выступил одним из крупнейших инвесторов страны. Следом подтянулись и другие западные инвесторы. Произошло это после того, как Сорос на конференции в Давосе призвал МВФ и "Большую семерку" ускорить выдачу кредитов. Падение реала было остановлено. А Сорос продал почти 80% скупленных до этого бразильских ценных бумаг, которые подорожали после того, как стало понятно, что Бразилия не собирается объявлять дефолт.


В 2007–2008 годах президентское будущее чернокожего сенатора от штата Иллинойс казалось очевидным далеко не всем. Тем более что его соперником от демократов была сама Хиллари Клинтон. Тем не менее Соросу удалось разглядеть в Обаме будущего президента США, вложив в его избирательную кампанию $1 млн.


В 2010 году Сорос пожертвовал миллион долларов организации DPA, которая борется за легализацию марихуаны. Кроме того, вместе со своим другом, теперь уже покойным миллиардером Питером Б. Льюисом Сорос потратил около $40 млн на поддержку Национальной организации за реформу законов о марихуане (NORML), крупнейшей в США организации, официально выступающей за легализацию и госрегулирование употребления, выращивания и продажи конопли. Сам миллиардер говорит, что делает это для того, чтобы увеличить поступления в бюджет и разгрузить полицию. Но рынок легальной марихуаны считается самым быстрорастущим: в США он вырос до $2,7 млрд в 2014 году (в сравнении с $1,5 млрд в 2013-м). Сейчас марихуана легализована в четырех штатах, и Джордж Сорос наверняка знает, когда ее легализуют в пятидесяти.