Отмена санкций обвалит цены на нефть на 10-20 долларов за баррель, полагают эксперты
Топ- новость недели в западных СМИ - соглашение, подписанное в Лозанне Ираном и странами "шестерки" (США, Китай, Германия, Великобритания, Франция и Россия). Речь о возможной отмене санкций в обмен на сдерживания иранской ядерной программы.
Политики, политологи и журналисты говорят о важности этого "прогрессивного шага", но спрогнозировать его последствия никто не может. Николас Кристоф из New York Times, пишет, что речь идет не только о том, чтобы удержать Иран от создания ядерной бомбы, но об "уникальной возможности наладить отношения на Ближнем Востоке и сломать лед вокруг Ирана". Звучит оптимистично, правда, до сих пор ни один западный политик не заявил прямо, будто верит в то, что Иран откажется от идеи создания ядерного оружия.
Пример обтекаемости формулировок подал госсекретарь США Джон Керри, в чьем Twitter появилось сообщение "Мы создали основу для хорошей сделки". В Государственном департаменте США заявили, что на приостановку санкций против Ирана может уйти около года с момента подписания соглашений в Швейцарии.
Эксперты подхватили мысль о том, что Лозанское соглашение - заявление о намерении заключить сделку, а не сама сделка, так что оценивать последствия пока рано. Соглашения рамочные, а настоящие условия сотрудничества будут утверждены только в конце июня, вот тогда и поговорим. Из общего хора выбился , пожалуй только израильский премьер Беньямин Натаниягу. Washington post пишет о его резком заявлении, которое он сделал в телефоном разговоре с президентом США Бараком Обамой - по его мнению Лозанские соглашения ставят под сомнение дальнейшее существование государства Израиль, поскольку теперь у Ирана будут развязаны руки.
Сами иранцы, похоже, уже считают отмену санкций делом решенным. По крайней мере, на такую мысль наводят фотографии агентств о народных гуляниях на улицах Тегерана, устроенных после подписания Лозанских пунктов. Как осторожно отмечают политологи Вин Боуэн и Метью Моран в их совместной статье для The Telegraph, "для Ирана это означает возможность сохранить значительную часть собственной ядерной программы", избавившись от экономического давления со стороны Запада.
The Guardian процитировала министра иностранных дел Ирана Мохамеда Джавада Царифа, утверждавшего: "Наша ядерная программа носит исключительно мирный характер". Авторы статьи Джилиан Борир и Паул Левис как будто даже верят иранскому политику и приводят примеры использования ядерной энергетики в гражданских целях. Только по прочтении текста остается навязчивым вопрос - если эта энергетическая инициатива изначально была мирной и безопасной, почему западный мир так заинтересован в ее сдерживании.
Новость о соглашении на некоторое время обвалили нефтяные котировки на 4%. А обозреватель Capital Economics Томас Пью предсказывает, в краткосрочной перспективе цены обвалятся на 10-20 долларов за баррель.