Лозаннские договоренности предусматривают, что Иран резко сократит возможности обогащения урана и плутония, отказавшись от идеи получить ядерное оружие. В ответ будут сняты санкции
В начале апреля группа из пяти стран — членов Совета Безопасности ООН, усиленная Германией, договорилась с Ираном о перспективах его ядерной программы, исключающей разработку атомного оружия. Если все пойдет по плану, после уточнения деталей 30 июня будет подписан итоговый документ, означающий для этой страны конец темной эры международных санкций. В Тегеране молодежь откликнулась на это массовыми гуляниями. Премьер-министр Израиля Нетаньяху, наоборот, заявил, что его стране вскоре будет угрожать уже ядерный Иран. А американский сенатор-республиканец Марк Кирк сказал, что, дескать, Чемберлен в 1938 году добился Мюнхенским сговором от Гитлера больше, чем нынешняя делегация США от Ирана. Недоброжелатели Кремля предвкушают свободный выход Ирана на рынок углеводородов, что, как они надеются, поставит на место Россию. А в самом деле, чего ждать?
Додавили
После новостей из Лозанны у многих возникло чувство нереальности происходящего. Во-первых, вся эта история с ядерной программой Ирана, казалось, длится вечно, и вдруг оказалось, что она подходит к какому-то финалу. Во-вторых, не представлялось, что глубоко враждебные друг другу стороны смогут о чем-то договориться.
Начиная с революции 1979 года, превратившей королевский режим в теократический, Иран постоянно находился в жестком конфликте с Западом. Тому было чем ответить. Санкции, сначала разрозненные, к 1995 году выросли в тотальное эмбарго со стороны США. Американским компаниям запрещалось вести бизнес с Ираном, под санкции попадали и иностранные компании, вкладывавшие в нефтяную и газовую добычу в Иране больше $20 млн в год.
Еще в 1984 году западногерманская разведка сообщила, что Иран может создать ядерную бомбу, если на своих исследовательских объектах, оставшихся с шахских времен, воспользуется пакистанским ураном. Но по-настоящему тревожно стало позже. В 90-е сотрудничество с Россией и Китаем помогло Ирану полностью реанимировать свою ядерную программу. В 2002 году стало известно о тайном строительстве предприятий по обогащению урана и производству тяжелой воды. Хорошее дело засекречивать не станут. Франция, Британия и Германия срочно вступили в переговоры с Ираном, позже к ним присоединились Россия, Китай и США.
Страна реально устала жить под гнетом санкций. Экономика не просто стагнирует, она деградирует
Мучительный переговорный процесс, в котором никто никому не доверял, шел под аккомпанемент резолюций Совета Безопасности ООН. За эти годы их было шесть, пять из них вводили, расширяли или подтверждали санкции против непослушного Ирана. Запрещались поставки ядерных технологий и материалов, замораживались внешние счета, вводился дополнительный контроль банковской деятельности, запрещалась торговля оружием, иранские суда и самолеты подлежали специальному досмотру. Некоторые страны добавили свои запреты, а в 2012 год Евросоюз усилил торговые санкции и нефтяное эмбарго еще и отключением от международной системы платежей SWIFT тех иранских банков, которые подозревались в нарушении режима санкций.
И вот, судя по всему, Иран этой осады не выдержал.
Счастливы не все
Нынешние договоренности предусматривают, что Иран резко сократит возможности обогащения урана и плутония, демонстрируя тем самым, что не намерен производить ядерное оружие. Он согласился на плотный международный контроль своих ядерных объектов в обмен на разрешение развивать программу мирного исследования и использования атомной энергии. В ответ будут сняты санкции — какие и в какой последовательности, предстоит договариваться. Есть еще ряд моментов, которые предстоит выяснить до 30 июня. Например, как будет проходить утилизация накопленного урана: Ирану будет разрешено оставить лишь малую часть, а как поступить с остальным?
Это важные вопросы, но решаемые. В то же время хватает и желающих сорвать сделку. В самих Соединенных Штатах 47 сенаторов пошли на беспрецедентный шаг, направив руководству Ирана письмо, в котором напоминали, что после ухода Барака Обамы с поста президента соглашение по иранской ядерной программе может быть пересмотрено. Дескать, и не надейтесь. Здесь не привыкли верить Ирану. В странах до сих пор нет посольств друг друга. Недавно Дик Чейни, работавший вице-президентом у Буша-младшего, сознался, что на волне боевых действий в Ираке и Афганистане лично настаивал на бомбардировке Ирана.
Еще меньше доверия к "аятоллам" испытывает Израиль, и его можно понять. Руководство Ирана всюду говорит, что израильское государство должно быть стерто с лица земли. И тут вместо усиления давления на потенциального агрессора мировые лидеры идут ему на уступки. Обманет, вооружится, нападет.
Барак Обама: "Мы достаточно сильны, чтобы проверить предложения Ирана, не подвергая себя риску"
Не больно счастливы и Турция с Саудовской Аравией — вторая ведет сейчас войну с йеменскими хуситами, поддерживаемыми Тегераном. Резкое усиление конкуренции среди региональных лидеров им ни к чему. Но на словах и турецкое руководство, и король Салман сдержанно поприветствовали успехи в Лозанне.
Надежда
России на заметку: это почти модельный пример эффективности режима санкций. Имея колоссальные запасы нефти и газа, Иран давно потерял свои лидерские позиции на этих рынках, ведь для их развития необходимо привлечение громадных инвестиций. Добавьте строгое ограничение банковских операций — заниматься в современном Иране бизнесом мучительно.
Страна реально устала жить под гнетом санкций. Экономика не просто стагнирует, она деградирует. Растет недовольство руководством. Президент Рухани недаром рассчитывает после снятия санкций на массовую политическую поддержку, которая позволит подвинуть консерваторов — сторонников изоляции и рассупонить режим, затянутый на последнюю ременную дырку. 60% населения — молодые люди до 28 лет, готовые открыться миру. А там, глядишь, удастся реализовать колоссальный ресурсный потенциал и повысить уровень благосостояния.
Для участников переговоров по ядерной программе Ирана, которые длятся практически 12 лет, достижение долгожданного результата — свидетельство того, что дипломатия еще на что-то способна.
На самом деле выбор был не очень велик: либо отказ от договоренностей и невозможность проследить, что там Иран вытворяет на своих ядерных объектах, либо договоренность со строгими мерами контроля. В первом случае война была бы практически неизбежна: как только стало бы известно, что Иран близок к созданию ядерного оружия, Израиль или США вынуждены были бы атаковать соответствующие объекты на территории этой страны. О своих ядерных программах задумались в Саудовской Аравии и Египте. Сочетание взаимного доверия и контроля дают большие гарантии, что гонки ядерных вооружений в этом регионе не случится. При этом, конечно, важно, чтобы контроль был по-настоящему действенным.
Последствия
Даже если договор будет подписан и Иран избавится от статуса страны-изгоя, Тегеран не откажется от антиамериканской риторики и поддержки шиитских организаций вроде "Хезболлы", но с ним, по крайней мере, появится возможность вести переговоры о влиянии на радикалов. Как выразился один из экспертов, США и Иран перестают быть врагами и превращаются в соперников. В ходе нынешних переговоров высокопоставленные представители стран — госсекретарь Керри и глава МИДа Захири неоднократно говорили с глазу на глаз — еще вчера немыслимое дело.
Хасан Рухани: "Некоторые считают, что нужно сражаться со всем миром или сдаться на милость мировых лидеров. Есть третий путь - путь международного взаимодействия"
А вот быстрого превращения Ирана в мощного игрока на нефтяном и газовом рынках ожидать не стоит. Долгое отсутствие инвестиций в эти отрасли привело нефтегазовое хозяйство страны в жалкое состояние. После отмены санкций на рынок может быть выброшена нефть из запасов и текущей добычи, но это приведет лишь к временному колебанию цены, ориентировочно уже в начале 2016 года. Остальные результаты появятся намного позднее, когда заработают новые инвестиции, а их нужно до $500 млрд.
То же касается и газа, по запасам которого Иран — мировой лидер. Европа может надеяться, что иранский газ окончательно потеснит российский, но для этого необходимо наладить инфраструктуру, а это произойдет не раньше 2020 года.
В то же время открытие ненасытного иранского рынка для российской продукции, в том числе военной, — одна из причин, по которой Россия активно участвовала в переговорах. Ей важны не только экономические возможности открывающегося Ирана, но и упрочение своего статуса влиятельного политического игрока в Центральной Азии. Хотя отношение к России в качестве союзника Ирана в Тегеране весьма скептическое. Прагматически российский интерес, конечно, используют. Но доверие? Извините. Не нефть, не газ — именно доверие сейчас самый большой дефицит на планете.