Новый бизнес родился из-за стремительного роста доллара, который сделал любимый кофе очень дорогим. Сегодня компания Бурлак реализует около 100 кг кофе собственной обжарки в месяц
"Тико-Чако"
Стартовый капитал: 80 тыс. грн
Источник инвестиций: собственные сбережения
Срок работы компании: с марта 2015 года
Оборот, в месяц: 30 тыс. грн
Срок выхода на самоокупаемость: до конца 2015 года
До революции Алексей и Наталия Бурлак занимались электронной коммерцией и созданием настольных игр. Прошлой осенью продажи игр резко упали. Неопределенность, падение доходов заставляли украинцев экономить, траты на развлечения сошли на нет первыми.
Новый бизнес родился спонтанно. Доллар стремительно рос, и любимый кофе Наталии, который она заказывала из Москвы, теперь стоил непозволительно дорого. К тому же от российской продукции многие кофеманы стали отказываться по идеологическим причинам, а элитные марки швейцарского и итальянского кофе и до кризиса были не всем по карману. Так у Александра появилась идея купить небольшую партию зеленых кофе-бобов и обжарить их самому. В новый проект — кофейную компанию "Тико-Чако" — Бурлаки инвестировали около 80 тыс. грн.
Тонкости обжарки
Перед тем как начать новый бизнес, супруги Бурлак детально изучили матчасть — способы обжарки кофе. Но, как выяснилось, теория — это одно, а практика — совсем другое. "Раз получилась такая кислятина, что потом две недели никакого вкуса не чувствовали — сожгли рецепторы", — рассказывают Бурлаки. Через несколько недель экспериментов им все же удалось получить нужный вкус, но, как оказалось, его еще нужно суметь повторить.
На освоение обжарки кофейных зерен у семьи Бурлак ушло несколько месяцев
"Самое сложное — давать стабильный результат изо дня в день", — делятся опытом предприниматели. Обжарка кофе — процесс во многом интуитивный, не поддающийся формализации. "На обжаривание влияет множество мелочей: колебания напряжения в сети, температура и влажность в помещении. Обжарка длится около 15 минут, а отрезок времени, когда кофе готов, но еще не пережарен, — 15–20 секунд. Передержишь — кофе будет слишком горьким. Прекратишь обжаривание раньше — слишком кислым", — рассказывают Бурлаки о тонкостях кофейного бизнеса. Задача осложнялась тем, что свежеобжаренным зернам следует дать отлежаться несколько дней, и только после этого можно оценить результат.
Чтобы создать рецептуру трех кофейных смесей и добиться стабильного результата обжарки, у четы Бурлак ушло несколько месяцев и 15 кг зерен. Сейчас они арендуют небольшой цех и обжаривают кофе на профессиональном оборудовании, купленном в Корее. С проверяющими органами Бурлакам повезло — проблем не возникало никаких: "Нужно кофе брать от поставщиков с сертификатами качества. Кроме того, необходимо получить санитарные документы для цеха. Требований не много — кафель на полу и стенах, вытяжка и наличие бытового помещения".
Дела продажные
Продавать кофе Бурлаки решили через интернет. Благо в электронной коммерции у них был большой опыт. Основной трафик в их интернет-магазине дает Facebook. Активное использование социальных сетей позволяет устанавливать минимальную маржу на продукцию — 15–25%. В итоге их кофе обходится потребителю в 1,5–2 раза дешевле, чем смеси известных брендов.
Сегодня компания Бурлак через прямые продажи реализует около 100 кг кофе в месяц и собирается заходить в торговые сети. Главное, что, по словам предпринимателей, мешает выходу на массовый рынок, это привычка украинцев пить сильно обжаренный кофе. Бурлаки утверждают: массовые бренды намеренно пережаривают кофейные зерна, чтобы при помощи сильной горечи скрыть дефекты вкуса. Чтобы приучить людей к мысли, что кофе может быть принципиально иным — с тонким ароматом и без горечи, приходится прилагать титанические усилия.
Впрочем, предприниматели смотрят в будущее с оптимизмом. Недавно их продукция появилась в одесской сети экологичных продуктов "Био маркет". Стабильно растет и клиентская база. "Мы готовы к тому, что рост продаж будет медленным, но наши клиенты надолго останутся с нами", — говорят предприниматели. На сегодня им уже удалось вернуть четверть вложений. При том, что большая часть прибыли уходит на дальнейшее развитие.