Разделы
Материалы

Не от сладкой жизни. Почему украинцы стали есть меньше шоколада

Евгений Гордейчик
Фото: Getty Images

Из-за снижения реальных доходов украинцы предпочитают особо "не шиковать" и экономить на таких продуктах, как шоколад и печенье

В январе — июле 2015 года в Украине, по данным Госстата, производство шоколада по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократилось на 30% (до 89 тыс. т), печенья и вафель — на 23% (до 138 тыс. т), соков на — 29% (до 131 тыс. т). При этом производство более дешевых конфет и прочих сладостей, не содержащих какао, выросло на 3% (до 108 тыс. т).

Опрошенные Фокусом ретейлеры и производители кондитерских изделий связывают падение производства со снижением покупательной способности населения. Ведь, по данным Госстата, реальный доход (с учетом изменений покупательной способности гривны) украинцев в первом квартале 2015 года уменьшился на 24%.

Конфеты, чай и сигареты

"По сравнению с прошлым годом мы отмечаем падение продаж шоколадных изделий на 25%, печенья и соков — на 15%. Люди стали отказываться от этих продуктов, как от излишков. Это товары, на которых можно экономить", — говорит генеральный директор сети супермаркетов NOVUS Игорь Ланда.

Но в рассчитанном преимущественно на средний класс NOVUS снижение продаж кондитерки оказалось меньшим, чем в METRO Cash & Carry Ukraine, где делают покупки частные предприниматели — владельцы киосков и небольших магазинчиков с товарами повседневного спроса. В этой сети падение продаж шоколада в натуральном выражении с начала года составило 32% при росте в денежном выражении на 15%.

Падение продаж, как отмечает менеджер по корпоративным связям METRO Олеся Оленицкая, прямо пропорционально цене кондитерских изделий. "Наиболее сильно сократилась продажа шоколадных изделий с орехами и наполнителями. Менее ощутимо падение по продажам черного шоколада. Наименьшее же падение объемов мы видим в сегменте конфет. Это можно объяснить переключением потребителей с шоколадных изделий на покупку более дешевых развесных конфет", — поясняет она.

Потребительские предпочтения будут меняться в сторону более "здоровых" изделий с меньшим содержанием жира и сахара

Сужение рынка кондитерки — не единственное последствие кризиса для ретейлеров. "Остальные категории также показывают падение. Спад обусловлен как снижением стоимости приобретаемых товаров, так и уменьшением количества единиц покупаемого товара в чеке. При сохранении общего числа покупателей в сети падение количества приобретенных ими товаров в июле снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14%. Оборот же сети в денежном выражении сократился на 35%", – говорит Ланда. Он также отмечает 15-процентный рост числа покупателей, отдающих предпочтение акционным товарам, и увеличение в 2,5 раза продаж собственных торговых марок, более доступных по цене в сравнении с "брендовыми" продуктами аналогичной категории.

Ретейлеры указывают и на другие кризисные тренды. Так, Оленицкая отмечает нехарактерный для прошлых лет рост продаж чая по сравнению с кофе, что, скорее всего, связано с меньшей ценой первого. А Ланда говорит о 7-процентном приросте продаж табачных изделий. "Замечено, что в кризисное время люди начинают больше курить", — говорит он.

Здоровее будешь

В ближайшее время производителям кондитерских изделий не стоит надеяться на повышение платежеспособности украинцев. По прогнозам МВФ, в этом году продолжится сокращение доходов населения. При самом благоприятном варианте развития событий лишь в следующем году украинская экономика стабилизируется, и только в 2017 году начнется небольшой рост.

По мнению владельца кондитерской фабрики "Ярыч" Олега Климчука, украинским кондитерам для выживания в нынешних условиях придется пересмотреть свою бизнес-стратегию. В качестве примера он приводит себестоимость печенья, которая в Украине лишь на 10–15% ниже, чем у голландских коллег, несмотря на то, что зарплата работников кондитерских фабрик у нас на порядок ниже, чем в Голландии. "Очень низкая эффективность бизнеса. Много ручного труда, производители выпускают чрезмерно обширный ассортимент, из-за чего затраты на производство слишком высоки", — отмечает он.

Климчук прогнозирует изменение потребительских предпочтений покупателей в сторону более "здоровых" изделий с меньшим содержанием жира и сахара, которые, помимо прочего, дешевле традиционных сладостей. Так, по своей продукции он отмечает значительный рост продаж крекеров с отрубями по сравнению с изделиями из муки высшего сорта. "Людям неприятно осознавать, что они не могут позволить себе что-то купить. Они предпочитают думать, что сознательно выбирают более полезный продукт, который к тому же дешевле", — поясняет предприниматель.