Брать или подождать. Стоит ли в ближайшее время ждать снижения цен на авто
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что с 30 сентября будет отменена спецпошлина, а с 1 января планируется отмена дополнительного импортного сбора. Однако существенного удешевление автомобилей ждать не стоит
По данным ассоциации "Укравтопром", в августе на первичном авторынке было реализовано 6,1 тыс. единиц автомобильной техники, из которых 2,3 тыс. (38%) — это ввезенные в страну б/у авто. По сравнению с июлем, рынок в августе продемонстрировал падение на 24%. При этом доля б/у автомобилей выросла с 34% до 38%. Падение количества и одновременное увеличение рыночной доли б/у авто относительно прошлого месяца наблюдается в сегменте легковых авто и микроавтобусов. Основная причина перманентного падения рынка — высокие цены на новые автомобили, что связано с дорогим долларом и большими налогами, которыми обложили импортные автомобили.
Девальвация гривны приведет к резкому падению рынка. Практически "до нуля". Поэтому снижение цен на авто — заветное желание как импортеров, так и автолюбителей.
Специальные мелочи
Накануне выборов чиновники все же решились на отмену части пошлин на импортные авто. Так, с 30 сентября вступает в силу решение Минэкономразвития, которое отменяет спецпошлины на иномарки. Кроме того, министр финансов Украины Наталья Яресько неоднократно заявляла о возможности отмены дополнительного 5-процентного импортного сбора на автомобили с начала следующего года.
Впрочем, как считает маркетинг-директор группы компаний "АИС" Сергей Боровик, отмена спецпошлин существенно не повлияет на цену авто. В качестве примера он рассматривает структуру розничной цены произведенного в ЕС авто с объемом двигателя 1499 куб. см. К отпускной цене завода в 10 тыс. евро нужно добавить стоимость транспортировки в Украину — около 400 евро, акциз на бензиновые двигатели (0,063 евро за 1 см куб.) — 94 евро, 10-процентную таможенную пошлину — 1 тыс. евро, дополнительный 5-процентный импортный сбор — 500 евро, спецпошлину на бензиновые двигатели объемом 1–1,5 л в размере 2,14% — 214 евро, НДС 20% — 2,4 тыс. евро. В итоге себестоимость машины в Украине составит 14,65 тыс. евро, из которых 4,25 тыс. евро (29%) составляют налоги и сборы. Снижение себестоимости авто на 214 евро минимально отразится на конечной цене авто.
Со следующего года существенно подорожают подержанные авто из-за вводимых ограничений по экологическому классу импортируемых машин
Более того, символически подешевеют только новые легковые автомобили с бензиновыми двигателями объемом от 1 до 2,2 л, ведь спецпошлина распространялась только на них. Соответственно отмена спецпошлины вообще не повлияет на цену легковушек с дизельными двигателями (36% рынка) и на авто с бензиновыми двигателями объемом до 1 литра и более 2,2 литра (еще около 17% рынка).
Согласна с Сергеем Боровиком и экономист Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи: "Специальная пошлина, конечно, влияет на стоимость автомобилей, однако ее доля в налоговой нагрузке на импорт автомобилей не столь высока, чтобы это влияние было определяющим при формировании цены и объема импорта". При этом, по мнению Бочи, экономический эффект будет более ощутимым в случае отмены дополнительного импортного сбора в размере 5%, целесообразность введения которого сейчас обсуждается в ВТО.
Впрочем, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко считает, что отмена импортного сбора также особо не повлияет на цены: "Чиновники рассматривают возможность увеличения акциза на авто как компенсацию отменяемого с января импортного сбора. Никто и нигде не заявлял о возможности снижения акцизов, проект бюджета уже подготовлен с учетом существующих акцизов". По его словам, Кабмин сейчас не может пойти на существенное снижение налогов на автоимпорт, так как резкое уменьшение налоговой нагрузки вызовет рост ввоза иномарок, что приведет к отрицательному торговому балансу, а следовательно — к дальнейшей девальвации гривны.
Покупай, кто может!
Более того, со следующего года существенно подорожают подержанные авто из-за вводимых ограничений по экологическому классу импортируемых машин.
Еще в 2012 году, готовясь к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, Верховная Рада внесла изменения в закон "О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств" — с 1 января 2016 года в Украину можно будет ввозить лишь авто, соответствующие стандарту выброса вредных веществ "Евро-5". Это касается как новых, так и б/у автомобилей. И если с ввозом новых машин проблем не возникнет, так как в Европе этот стандарт обязателен для всех авто, поступивших в продажу с 2010 года, то импорт подержанных автомобилей будет ограничен моделями не старше пяти лет.
По прогнозам ВААИД, переход на "Евро-5" сократит импорт подержанных машин как минимум на 50%. Из-за этого повысится спрос на уже завезенные в Украину более старые модели, что может привести к их подорожанию.